От трёх до пяти Пурим напоминает, что всё поворачивается к лучшему
Персоны
Праздник Пурим. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии "Вестей ФМ" – раввин Довид Карпов.
КАРПОВ: Всегда есть инструмент. Религиозные люди понимают, что всё исходит от творца, или, по крайней мере, может быть ,люди, которые не считают себя религиозными, что есть какая-то высшая сила. Но всегда есть инструмент, и на тот момент таким инструментом был персидский царь Ахашверош, который сам по себе, может, и не был великим праведником, может быть даже, скорее, наоборот, и вначале он готов был согласиться с планом Амана (своего первого министра) по уничтожению евреев. То есть это был бы первый холокост в истории еврейского народа, может быть и последний. Но потом этот же царь внял мольбам царицы Эстер. Он повесил Амана и защитил свой народ, своих подданных. То есть тот же царь он оказался инструментом в руках Творца, для того чтобы установить мир и справедливость. И это один из уроков Пурим.
Люди такие, какие они есть. Нет идеальных людей, нет великих праведников в наше время, в нашем поколении. Может быть, и есть, но, по крайней мере, эти люди вряд ли находятся у власти. Но есть люди, которые осознают себя как инструмент в руках творца, которые должны, как Ахашверош, навести порядок и установить мир в своей империи. И таким, как мы видим, даже такой человек, как персидский царь, который был… Ну, во-первых, он был сам по себе язычник, но вот на тот момент вот в этой истории, истории Пурим, он был олицетворением воли творца, и он послужил правому делу. И вот это вселяет надежду.
Опять-таки, мы вспоминаем историю Пурим, и одна из основных идей этой истории – это то, что на самом деле всё переворачивается к лучшему. Не будем забывать, что тогда в Древней Персии евреи были на краю, не дай бог, полного уничтожения, потому что их ожидал государственный погром, от которого практически, казалось, невозможно было спастись. Всесильный министр Аман, который ненавидел и национального лидера евреев Мордехая, и весь еврейский народ, задумал государственный погром, и, в общем-то, казалось, что ничего нельзя этому противопоставить.
САТАНОВСКИЙ: А метода, как у "Исламского государства": просто всех под корень, и всё. Вырезают и…
КАРПОВ: Да. Но там идея была в том, что, в общем-то, не было хороших евреев, надо было уничтожить всех. И тем не менее, всё обернулось к лучшему. Именно не просто эта угроза… Каким-то образом удалось её отвести, а именно всё перевернулось. Злодей получил по заслугам. Он был повешен на той виселице, которую он готовил праведнику Мордехаю. Мордехай оказался на его месте. А самый траурный и трагический день, каким он мог бы войти в еврейскую историю, оказался самым весёлым праздником.
Ну, конечно, может быть, кто-то за нас порадуется, а может быть, и наоборот, но надо сказать, что это ведь не просто иудейский праздник, это механизм, каким образом всевышний управляет этим миром. Поэтому то, что мы сейчас… Вообще-то, есть такие часы апокалипсиса, это, конечно, может быть…
САТАНОВСКИЙ: Некий театр!
КАРПОВ: Театр, да. Но, тем не менее, сейчас мы в двух минутах от трагического финала находимся. Такое было только в эпоху Карибского кризиса. Так вот Пурим напоминает нам, что на самом деле когда-то мы тоже… Ну, я имею в виду "мы" – это еврейский народ, Древняя Персия, а практически все евреи тогда жили в Древней Персии, Персидская империя, это был период её расцвета. То есть бежать некуда было. ООН ещё не существовала, в Америке бегали индейцы и охотились на бизонов. И, в общем-то, если этим планам было суждено осуществиться, то это была бы катастрофа. А потом… Да, мы говорим, что это чудо, это вмешательство творца. Но это рукотворное чудо.
Полностью слушайте в аудиоверсии.