От трёх до пяти Сохранение заповедников может быть прибыльным делом
Персоны
Судьба заповедников. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии "Вестей ФМ" – директор по природоохранной политике российского отделения Всемирного фонда дикой природы Евгений Шварц.
ШВАРЦ: Первое: я только сейчас прочитал и хотел бы отметить, что как бы мы ни критиковали Минприроды и так далее, всегда приятно, когда наш главный партнер делает что-то очень достойное. В данном случае я очень рад сказать, что вчера министр Сергей Ефимович Донской подписал приказ о том, что федеральному управляющему органу Объединенная дирекция государственного биосферного заповедника "Кедровая падь" и Национального парка "Земля леопарда" (или ФГБУ "Земля леопарда") было присвоено имя профессора Николая Николаевича Воронцова. Это крайне достойный наш учитель, который очень много сделал и для восстановления научной биологии, восстановления генетики, для развития экологии, для развития дальневосточных академических заповедников "Кедровая падь" и "Уссурийского". И человек, который, может быть, не был удостоен всего того, что он, безусловно, заслуживал при жизни, хотя он был первым беспартийным министром в Советском Союзе после очень долгого периода.
САТАНОВСКИЙ: Вот я могу его только поздравить, но при этом отмечу для себя, главное, чтобы он на этом остановился, а то, не дай бог, станет академиком!
ШВАРЦ: Он, к сожалению, ушел в иной мир в 2000 году. И уже никем, кроме как пост-вице-президентом Российской академии Естественных наук он не будет. Но это человек, который, безусловно, сыграл незаурядную, если не сказать больше, роль в развитии современной биологической и экологической науки и в развитии современного заповедного дела, потому что именно он в рамках Москомэкологии Минприроды СССР создал Главное управление заповедного дела, благодаря которому мы, может быть, сейчас имеем те достижения. То есть то, чем мы все гордимся, было сохранено.
САТАНОВСКИЙ: Это работа подвижников, которая раздражает страшно, потому что застроить можно все эти заповедники – они ужасно раздражают огромное количество известных мне бизнесменов. Неэффективно, говорят, с точки зрения менеджмента подходить к этой земле...
КОРНЕЕВСКИЙ: Заповедники неэффективны?
САТАНОВСКИЙ: Абсолютно! Можно чего-нибудь добыть там, раскопать, вывезти, продать – я не знаю!
ШВАРЦ: Получение статуса прибавляет стоимость земли! И почему мы такие "глупые", чтобы вместо того, чтобы быстренько распродать и так далее (при этом нужно отметить, что в случае американских национальных парков)...
КОРНЕЕВСКИЙ: Вот я тоже думаю – они ведь там зарабатывают на этом! Но не распродавая, а сохраняя!
ШВАРЦ: Да! Я сейчас постараюсь коротко, потому что весь час на этой уйдет: я был свидетелем того, как бывший руководитель Службы национальных парков, который в наших условиях жил в одной комнате с вице-президентом крупнейшей американской туристической компании, с которым они были друзья и ели с одной сковородки, вот они чуть было не хватали друг друга за грудки в момент дискуссии! Потому что вице-президент компании говорил: "Почему вы не даете нам приватизировать построенные на наши деньги гостиницы"? А тот говорил: "Потому что это – для народа!"