От трёх до пяти Стэнли Крамер показал, что в Третьей мировой не будет тыла
Персоны
Отношения СССР и США в американском кинематографе 50-х – 60-х. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии "Вестей ФМ" – историк Роман Жигун.
ЖИГУН: Сегодня мы поговорим об американском антивоенном кино до и после Карибского кризиса – конец 50-х и, соответственно, первая половина 60-х.
САТАНОВСКИЙ: Холодная война прямо вот вовсю.
ЖИГУН: Вовсю. Тема актуальна, поскольку современная ситуация тоже имеет многие признаки холодной войны. И я считаю, что любопытно посмотреть, как в прошлом, на самом пике холодной войны, американские интеллектуалы, заокеанские языком кинематографии призывали обе враждующие страны хотя бы к диалогу, в том числе, свое собственное правительство. И первый человек, о котором мы поговорим, это выдающийся американский кинорежиссер Стэнли Крамер, в советской прессе писали Стэнли Крэймер. Вообще, трудно назвать какого-то другого американского кинематографиста, у которого бы так много фильмов прошли через железный занавес и демонстрировались в Советском Союзе. Эта замечательные судебные драмы "Пожнешь бурю" и "Нюрнбергский процесс" 1960 и 1961 годов. Это аболиционистские фильмы, рассказывающие о необходимости равноправия между белыми и черными, "Скованные одной цепью" и "Угадай, кто придет к обеду". В 1973 году Стэнли Крамер получил главный приз Московского кинофестиваля за кинокартину "Оклахома как она есть".
САТАНОВСКИЙ: Ой, хороший фильм, я его помню.
ЖИГУН: А также у нас, в Советском Союзе, очень полюбилась комедия Стэнли Крамера под названием "Этот безумный, безумный, безумный мир" 1963 года.
САТАНОВСКИЙ: Пальмы росли, дубль В.
ЖИГУН: Именно так.
САТАНОВСКИЙ: Под ними и было закопано.
ЖИГУНОВ: И сколько пародий-то было на этот фильм?! Мы поговорим об удивительной кинокартине Стэнли Крамера, которая была продемонстрирована 17 декабря 1959 года одновременно на всех континентах Земли, подчеркиваю, на всех. Специальный кинопоказ прошел даже на полярной американской станции "Литл-Америка". Этот фильм в один и тот же день 17 декабря 1959 смотрела японская императорская семья, члены семьи королевской – короля Густава Адольфа в Швеции, его смотрели сотни дипломатов, политиков, мэров, губернаторов во всех континентах Земли, в десятках столицах мира. Этот фильм одновременно демонстрировался в Вашингтоне и в Москве. В Москве эту кинокартину представлял великий американский актер Грегори Пек вместе со своей супругой. А смотрели ее около 1200 советских партийных и государственных деятелей. Именно этот фильм дал вдохновение братьям Стругацким, чтобы написать одну из самых депрессивных повестей в их творчестве – "Далекая радуга". Более того, этот фильм еще несколько раз будет упомянут в тех или иных произведения братьев Стругацких. Итак, что же это была за кинокартина? Это был фильм "На берегу", в советском прокате "На последнем берегу". Стэнли Крамер, которого в нашей стране называли прогрессивным режиссером, поставил перед собой амбициозную задачу: снять фильм, который будет представлять собой яркий антивоенный манифест, который мог бы лечь в основу диалога между Соединенными Штатами и Советским Союзом.
Полностью слушайте в аудиоверсии.