От трёх до пяти Арабским странам уже не до шуток
Персоны
VII Московская конференция по международной безопасности: как будут решаться проблемы в ближневосточном регионе? Можно ли надеяться, что арабо-израильский диалог наконец начался? Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии "Вестей ФМ" – профессор отделения политических наук Университета имени Бар-Илана Зеэв Ханин.
ХАНИН: Ничто из сказанного нашими арабскими и мусульманскими коллегами не вызывает у нас фундаментальных возражений и тем более раздражения. Они говорят о том, что палестинская проблема, это тема – тот горшок, в котором бесконечно помешивают субъекты, заинтересованные в развитии террористических инфраструктур. На самом деле сами палестинские арабы не нужны никому, по-моему, только Израилю.
САТАНОВСКИЙ: Кроме Ирана, сегодня это особенно уже вообще никому, как инструмент давления на Иран…
ХАНИН: Да и Ирану они как таковые не нужны. Они нужны как инструмент, да.
САТАНОВСКИЙ: Как инструмент, да. К сожалению, бедные люди.
ХАНИН: Абсолютно. Израильтяне пытаются каким-то образом решать проблему палестинцев, а не палестинскую проблему. Но если бы нам всем дали возможность конструктивно с этим разобраться, разобраться в хорошем смысле этого слова, то, может быть, вся эта тема была бы уже давно позади нас. Но, увы. Для того, видимо, и собрались коллеги из такого количества стран в Москве вчера и сегодня на большую серьезную международную конференцию, для того чтобы понять, возникнут у нас когда-нибудь в ближайшем будущем условия, для того чтобы эта и подобные темы, являющиеся источником международного терроризма, мы бы вспоминали исключительно на встречах и лекциях по новейшей истории.
САТАНОВСКИЙ: А как вы это будете сегодня… На самом деле логика… Я же не зря об этом сказал: палестинцы какие – в Газе или в Рамалле главные? Заехал человек, возглавляющий правительство в Рамаллу и в Газу, ему немедленно организовали символический взрыв кортежа, разборки такие, что… Гражданская война она же не кончилась между ХАМАСом и ФАТХом, она идет.
ХАНИН: А можно, я вам задам вопрос, так по-еврейски – вопросом на вопрос. А эта война – гражданская?
САТАНОВСКИЙ: Да.
ХАНИН: А мне кажется, что нет.
САТАНОВСКИЙ: Любая гражданская война имеет своих спонсоров всегда. И басмачи были спонсированы англичанами и хулиганили с территории Афганистана, пока не началась Вторам мировая, англичане перестали денег давать. Слушайте, закрываете тему спонсирования драки в Йемене, так и в Йемене не будет гражданской войны. Кто-нибудь кого-нибудь победит, либо расколется этот Йемен обратно, и племена будут решать свои вопросы. Если бы саудовцы туда не влезли и не втащили туда массу всех на свете, так и не было бы ничего такого специального. Испокон веку племена в Йемене воевали друг с другом, люто друг друга ненавидели, мирились, предавали. Как мы видели, для экс-президента Йемена Салеха это плохо кончилось. Его все-таки уничтожили, когда он попытался продать в очередной раз тем же Эмиратам своих партнеров по нынешней гражданской войне – хауситов. Поэтому, когда началась резня, после того как ХАМАС таки взял, что все взял на выборах, которые им зачем-то Кондолиза Райс пропихнула. Ну, пропихнула.
ХАНИН: Это традиция…
САТАНОВСКИЙ: Начали резню, безусловно. Да с такой кровной местью! А теперь: ты чей будешь? Вот Мухаммед Дахлан – сегодняшний любимец Эмиратов и Египта, которые его пропихивают на пост главного палестинца в сложном альянсе с ХАМАСом, который завтра может оказаться тем, что хамасовцы будут убивать Абу Мазана вместе Дахланом.
ХАНИН: Верно. Но вместе с тем, если мы воспринимаем понятие "гражданская война" в самом широком, постмодернистском смысле, то вы абсолютно правы. Но если мы говорим о классическом подходе, то есть гражданская война в узком смысле, то эта война между гражданами некоего образования, которое хоть как-то может называться государством.
Полностью слушайте в аудиоверсии.