От трёх до пяти Порт в Индиге: чем он удобен
Персоны
Кластеры.
Гость – военный эксперт Михаил Азанов.
Ведущие – Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский.
АЗАНОВ: Индига как раз выросла из Каспийского (по кластеру мы пошли), по Волге кверху и дошли до Баренцева моря. Почему? Оказалось, что в Индигу можно приехать по железной дороге, если построить последнюю "веточку", последнюю милю. Можно – из Ванина с Дальнего Востока. То есть маршрут Ванино – Индига и погрузка на большие суда (ведь в Индиге можно принимать суда с водоизмещением 200 тысяч тонн). Это расчеты, подчеркиваю – не мои, это – расчеты Аганбегяна 1973 года, и проект был поддержан тогда Косыгиным, Советом министров. Причины, почему он не пошел – это уже отдельно. Грузооборот этого порта, чтобы вы понимали, планировался до 180 миллионов тонн. Это сейчас очень близко к Новороссийску – по крайней мере, конкурирует со всеми нашими крупными портами.
Такой же порт там планировался на острове Южный Новой Земли с планом отгружать оттуда марганцевую руду (концентраты), свинцово-цинковые концентраты, которые уже сейчас добываются. Порт планировался в Белушьей Губе. А вот сейчас на этом острове у нас – военная база и уже работающие рудники.
Концентратов марганцевой руды у нас – дефицит: мы ее сами не добываем, у нас нет практически месторождений. Мы ее покупаем. Это – предмет шантажа со стороны Украины, например, поскольку близко: поставляем, но дорого!
Свинцово-цинковый – это востребованный концентрат. То есть грузовая база для Индиги – очень большая: это и нефтегаз (почти 100 миллионов тонн можно отгружать через Индигу либо на экспорт, либо переработанные продукты на экспорт: это может быть и метанол, могут быть и нефтепродукты, произведенные тут же) – легко прокладываемые газопроводы, нефтепроводы от близлежащих месторождений. От Харьяги до Индиги – 330 километров по прямой. Вокруг Харьяги – куча месторождений, в том числе и знаменитое Кумжинское месторождение. Сейчас оно наконец-то разрабатывается совместно "Роснефтью" с компанией... В общем, это – проект "РН-Печора СПГ".
Кумжинское месторождение знаменито тем, что оно было когда-то испорчено, загорелось, и тушили его подземным ядерным взрывом мощностью 37,6 килотонн. Не получилось потушить! Но потом справились с ситуацией. То есть там нефти и газа столько, что можно обеспечить отгрузку через порт 100 миллионов тонн.
Полностью слушайте в аудиоверсии.