От трёх до пяти Всё препятствует развитию лесного хозяйства
Персоны
Тема: Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года.
Гость – военный эксперт Михаил Азанов.
Ведущие – Евгений Сатановский и Руслан Быстров.
АЗАНОВ: В каком состоянии отрасль находится. Указываются цели стратегии, задачи, которые нужно выполнить. Я остановлюсь только на том, что… Цели – понятно, это развитие. А вот указано в этом проекте стратегии – "достижению указанных целей препятствуют несколько групп проблем", и эти проблемы перечислены: низкий прирост и съем древесины с единицы площади, недостаточно эффективно с лесовосстановлением, не обеспечивающееся воспроизводство лесов, недостаточно эффективная система охраны защиты лесов, приводящая к росту потерь ресурсов от пожаров, вредных организмов, низкая актуальность сведений о лесных ресурсах, низкая степень использования лесного сырья, ухудшающая экономику отрасли, ограниченный масштаб внутреннего рынка, низкая инвестиционная привлекательность отрасли, обусловленная страновыми факторами. То есть мы – такая страна, у которой низкая инвестиционная привлекательность лесной отрасли. Низкий уровень технического, научного и кадрового обеспечения и несовершенство нормативно-правовой базы. Полный джентльменский набор! То есть все препятствует развитию отрасли! Ничего нет.
САТАНОВСКИЙ: А то, что леса есть – это плюс или минус?
АЗАНОВ: Я уже на предыдущих передачах сказал: давайте не будем говорить, сколько у нас леса. Хотя вопроса с лесом мы потом немножко коснемся, потому что, с одной стороны, мы считаемся одной из самых лесных держав, а с другой стороны, когда мы начинаем детально разбираться, а какой же у нас лес есть, насколько он доступен и какое качество он имеет, нам становится немножко грустно. Это официальные сведения ФАО – Продовольственной организации ООН, и в этих официальных сведениях – грустные цифры, на самом деле. Это чуть попозже.
Я сейчас сказал о препятствиях, которые на пути нашей стратегии, проект которой мы рассматриваем. Надо сказать, что к отраслям лесной промышленности у нас относятся: лесозаготовка, целлюлозно-бумажная промышленность, производство пиломатериалов – древесных плит, фанеры, мебели, биотопливо, деревянное домостроение и лесная химия. Лесную химию можно понимать как производство канифоли, таллового масла и так далее, а можно еще и совсем по-другому. Тоже в дальнейшем коснемся этого.
В этой же стратегии поименованы объемы и динамика производства различных товаров. Я хочу обратить внимание, что в переработке древесины существует такое понятие, как "глубокая переработка древесины", то есть достижение в продукте конечном максимально возможной добавленной стоимости. К таким продуктам – глубокой переработки – в том числе относится и целлюлоза товарная, хотя это – промежуточный продукт, полуфабрикат, можно сказать; бумага и картон. Вот у нас, в лесной нашей стране, я отмечаю: среди объемов внешнеторговых операций, которые указаны на 2016 год, целлюлоза товарная, доля импорта в потреблении – 24%.
Полностью слушайте в аудиоверсии.