Авторские материалы Жилищный минимум: квартирных рейдеров изживут новым законом
Персоны
Депутаты Госдумы планируют рассмотреть законопроект об ограничении продажи жилых площадей меньше установленной нормы, а также прописки на этих площадях. Для Москвы разрешенный минимум составляет 10 квадратных метров на человека, в других регионах – свои нормы. Исключение будет сделано для тех, кто получает микродолю по приватизации или путем наследования. Также запрет не затрагивает членов семьи хозяина квартиры. Что изменит этот закон, разбирался экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов.
Закон уже ограничивает манипуляции с долями, но на практике люди находят в нем все новые лазейки. Так, в России запрещено продавать "на сторону" квадратные метры внутри квартиры без выделения их "в натуре", то есть фактически нельзя выставлять на продажу площадь, которая меньше отдельной комнаты, если против этого выступят остальные собственники данного жилья. Продавец в такой ситуации обязан сначала предложить свою долю другим соседям по квартире. Но, как правило, уведомление отправляют слишком поздно, с нарушением сроков. Или у соседей просто не оказывается денег, и доли уходят "чужому дяде", который нередко оказывается квартирным аферистом и рейдером, то есть вселяется с целью выжить оттуда остальных. Новый закон, который сейчас проходит рассмотрение в Госдуме, вносит важное уточнение. Он не запрещает продавать и покупать микродоли, но запрещает жить там, если вы не являетесь членом семьи хозяина квартиры. Поясняет один из соавторов проекта, председатель Комитета по ЖКХ Галина Хованская.
ХОВАНСКАЯ: Если они отказываются от приобретения этой доли, то могут продать постороннему лицу. Но это лицо также не сможет вселиться в это жилое помещения. Вернее, для этого ему нужно согласие всех лиц, которые там проживают, и чтобы были обеспечены соответствующие нормы.
В каждом регионе и городе эти нормы – свои. Например, в Москве учетный минимум – 10 квадратных метров на человека в квартире и 15 метров – в коммуналке. Продажа площади меньших размеров будет считаться нарушением, а значит – новых собственников в такую квартиру физически уже добавить будет нельзя. Даже имея на руках документы о собственности на долю, максимум, что они смогут с ней сделать – продать кому-то, причём, скорее всего, совладельцам квартиры, потому что сторонние люди больше в таких долях не будут заинтересованы. Запрет на заселение не будет распространяться на членов одной семьи (супругов, их детей и родителей), а также бывших членов семьи. Например, можно будет поделиться микродолей с бывшим супругом или супругой, если один из них платит алименты в пользу другого. Также по-прежнему будет разрешено "дробить" квартиру, если это произошло из-за наследования или приватизации, отмечает председатель Комитета по госстроительству Павел Крашенников.
КРАШЕНИННИКОВ: Что касается наследования, мы не можем указывать, кто, кому и что будет отдавать. Здесь ограничения невозможны и бессмысленны, тем более что наследуют, как правило, родственники. По приватизации – тоже. Что касается дальнейших каких-то сделок, здесь ограничение уже будет распространяться. Еще хочу обратить внимание, что ограничение не действует при заселении родственников или если родился ребенок. Добросовестных людей все это касаться не будет.
В целом правительство одобрительно отозвалось о законопроекте, основная его часть осталась неизменной. Но в том, что касается права регистрации сторонних людей у себя в квартире, кабмин и депутаты резко разошлись. Из заключения правительства следует, что невозможно запретить гражданам прописывать в своих квартирах других людей, поскольку это противоречит самой сути института прописки. Условно говоря, инспектор ФМС, который ставит штамп в паспорт с адресом регистрации, не имеет полномочий решать, сколько человек должно быть зарегистрировано в каждой конкретной квартире. Учетный норматив в метрах на человека существует для других ведомств и целей, там его реально считают по утвержденным формулам. Для рядовых граждан это значит, что запрет на "резиновые" квартиры не будет работать вообще. Либо придется прописывать в законах для граждан обязанность иметь точную регистрацию, как это было в советские времена, разъясняет руководитель корпоративной практики "ФБК Право" Александр Ермоленко.
ЕРМОЛЕНКО: Сам институт регистрации по месту жительства – это просто сообщение государству, чтобы оно знало, где у него находятся люди, чтобы было легче управлять соцгарантиями. Это, по сути, статистика – и ничего более, то, если сейчас мы начинаем вводить такие запреты, о которых идет речь, то мы, по сути, возвращаем государству возможность решать, кто и где будет жить. Мы возвращаем институт прописки в советском его понимании.
Депутаты на это уже ответили, что не видят никакой юридической коллизии между запретом на регистрацию и тем, что она действует в уведомительном порядке. По логике законодателей, паспортные столы должны будут руководствоваться не правом собственности, а правом пользования жилым помещением. То есть прописывать по конкретному адресу можно будет лишь самого хозяина квартиры и членов его семьи (а также, возможно, тех, кто получил в них доли по новому закону). Впрочем, тут все равно остаются вопросы. Права пользования, в отличие от права собственности, не существует на бумаге. Это просто возможность физически заселиться в квартиру, которая допускается на том основании, что один из членов семьи владеет этой квартирой или имеет долю в ней. Закон признает эту возможность, но никаких справок по этому поводу людям на руки не выдают.