От трёх до пяти Миром правят вычислительные мощности
Персоны
Час милитариста. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии "Вестей ФМ" – военный эксперт Михаил Ходаренок.
ХОДАРЁНОК: Соединенные Штаты в начале июня запустили самый мощный суперкомпьютер мира под названием Summit, он производит аж 200 петафлопс, то есть 200 тысяч триллионов операций в секунду. Вот тут любопытно вообще, как ситуация с этими суперкомпьютерами складывается. Я должен с определенным чувством гордости сказать, что нет такого вопроса, которого бы мы не касались уже ранее в той или иной степени на предыдущих "Часах милитариста". Мы говорили об этом уже раньше, об этом топе-500, и какое место кто там занимается в этом топе-500. И вот раньше среди пятисот самых мощных суперкомпьютеров мира, безусловно, лидировали Соединенные Штаты. Там чуть ли не 450 с лишним – это были компьютеры американской разработки. Господа! Обстановка-то изменилась: сейчас уже 40% из топа-500, как вы думаете, кто занимает? Китай. И эта доля его стремительно возрастает в топе-500 суперкомпьютеров, а Соединенные Штаты, что любопытно, например, с 47% в 2015 году опустились уже до 28% на настоящий момент времени. И вообще, первые места кто в этой суперлиги занимает? А что такое суперкомпьютер? Ну, тот, кто вычисляет, тот и владеет миром по большому счету. Потому что с помощью таких компьютеров можно даже моделировать процессы, происходящие в ядерных и термоядерных взрывах, без реальных испытаний этого оружия. Первые места там занимают – Япония, Германия, Франция, Италия…
КОРНЕЕВСКИЙ: Даже Италия.
ХОДАРЁНОК: Италия. Кстати, по внутреннему валовому продукту она ведь опережает Российскую Федерацию. Мы сейчас не то 13, не то 14 место занимаем в мире. А вот в России из топ-500 суперкомпьютеров мира всего три штучки. И наша доля с 2011 года снизилась аж в 4 раза: было 2,4%, стало 0,6%. То есть мы здорово "продвинулись" за последнее время в этом плане. И я говорю об этом, упаси бог, без злорадства, какого-то очернительства и так далее. Вообще, когда нас иногда обвиняют в том, что вы хотите достать какой-то баллончик и разбрызгать спрей неверия, чтобы все расплакались, впали в уныние и так далее. Нет, наша задача: ребята, да проснитесь же вы наконец, в конце-то концов. Вот где наша проблема главная!