От трёх до пяти Археология в опасности!
Персоны
Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии "Вестей ФМ" – доктор исторических наук, профессор РГГУ, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН, археолог Владимир Петрухин.
ПЕТРУХИН: Я напоминаю, что в прошлом году я с криком SOS вернулся с сезона, когда предложили археологам не возить с собой кучу всех этих находок, всей этой керамики. Некуда её девать музеям, у них нет помещений.
САТАНОВСКИЙ: А что делать? Закапывать, выбрасывать?
ПЕТРУХИН: А вот это должны решать археологи, чего они там накопали, вот пусть и решают. Это их головная боль. Ну, с этим кое-как разобрались, благо в прошлом году в Гнёздове, коль мы вспоминали о викингах, нашли мечи, от них ни один музей не откажется, от этих каролинских мечей. Даже щит почти целый, уникальная находка, где даже части деревянные сохранились. Здесь всё было хорошо. Но сейчас, буквально за две недели до моего появления здесь, SOS прислали археологические инстанции, ибо вспомнили власти о бумаге, которую подписал Медведев ещё в декабре прошлого года. Эта бумага была направлена на то, чтобы интенсифицировать производственные деяния на нашей великой и обильной земле и чтобы меньше было всяких рогаток и барьеров бюрократических, – очень благая цель. Но к этим барьерам и рогаткам относится археологическая экспертиза, которую необходимо проводить перед началом крупных строительных работ. Да и некрупных тоже.
САТАНОВСКИЙ: Пролоббировал кто-то или просто по тупости?
ПЕТРУХИН: Скорее всего, конечно, лоббирует не кто-то, в этом заинтересованы все строители. Они говорят: "Да, конечно! Как только мы найдём драгоценности, мы немедленно сообщим археологам, чтобы они приехали и разбирались, что это такое".
САТАНОВСКИЙ: Ага, "щас"!
ПЕТРУХИН: А если не драгоценности, а если какие-то каменюки, то их под нож? В общем, несколько десятков тысяч памятников, которые на нашей, не буду говорить, что богом забытой, территории сейчас насчитывают археологи, все они под угрозой. Потому что, конечно, производителям строительных работ неохота ждать, когда приедут археологи и когда они проведут экспертизу, а это не дело двух минут.
САТАНОВСКИЙ: А когда это всё введено, экспертиза-то археологическая?
ПЕТРУХИН: Это было введено недавно относительно, в прошлом году, когда решалось…
САТАНОВСКИЙ: Нет, не ликвидация введена, а сама археологическая экспертиза?
ПЕТРУХИН: Сама археологическая экспертиза была введена недавно, в прошлом году. Договорились о том, что её проводят в течение 10 дней. Я говорил конечно с археологами, прежде чем пришёл сюда, здесь готовы археологи договариваться, понимая, что 10 дней может быть много. Но горят деньги, горит работа, стоит! Могут уложиться, если договорятся, в 5 дней, но договариваться надо, это головная боль, серьёзная головная боль, не только в поле открытом, но и в городах особенно. Мы только и успевали следить, где что тут зарыли в Москве или где-то ещё, где не успели побывать археологи и усмотреть за ножом бульдозера. Ну, в общем, вот это SOS, который раздаётся сейчас из археологических учреждений.
САТАНОВСКИЙ: А чего SOS? Медведев постановил, значит, изничтожат. Чего мы, не знаем, как это бывает?
ПЕТРУХИН: А вот тут, вообще говоря, я не знаю, как быть. Медведев тогда ещё был Медведевым, но ещё не был Медведевым, каким он стал сейчас, после того, как он очередной раз возглавил кабинет министров. Это декабрь прошлого года. Не знаю, как с этим разбираться, по-моему, не очень знают и мои коллеги, но, в общем, мы должны понимать, что если мы не хотим превратить всю эту великую обильную землю в помойку, то надо этой землёй заниматься, отвечать за то, что в ней есть.
Полностью слушайте в аудиоверсии