От трёх до пяти Люди смотрят "Дом-2" ради подглядывания и "эффекта толпы"
Персоны
Феномен "Дома-2".
Гость – психолог, заведующий отделом медицинской психологии Московского городского психолого-педагогического университета Сергей Ениколопов.
В студии – Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский.
САТАНОВСКИЙ: Передача эта – самая, пожалуй что, низкопробная из того, что на нашем достаточно низкопробном телевидении шло за все последние четверть века. И тем не менее, у неё – безумные рейтинги, и поэтому на телевидении говорят: "Ну, ведь рейтинги! О-о, какие рейтинги!"
ЕНИКОЛОПОВ: Ну, в принципе, это неудивительно. Значит, там сразу несколько мотивов. Один, очень серьёзный – это эффект подглядывания. Люди могут подглянуть в какую-то другую жизнь…
САТАНОВСКИЙ: Замочная скважина?
ЕНИКОЛОПОВ: Замочная скважина, конечно. При этом официально и не нагибаясь к замочной скважине. И при этом обсуждаются какие-то вполне нормальные жизненные ситуации, в том смысле, что это не, понимаете, встреча с террористом или серийным убийцей, или с космонавтом, где люди просто могут внимательно всё это слушать, но никогда не смогут столкнуться с этим в реальной жизни. А здесь вот всё похоже на то, что есть либо у соседей, либо у кого-то ещё. "Один мой знакомый рассказывал", – а здесь рассказывают регулярно и стабильно. В этом смысле этот эффект существует.
Второй – более серьёзный. Это почти как эффект толпы, но только теперь это – более серьёзная вещь: это эффект толпы в интернет-сообщениях.
КОРНЕЕВСКИЙ: То есть "все говорят, и я должен", да?
ЕНИКОЛОПОВ: Да. "Все говорят, и я должен". "Я вышел на какой-то сайт, там об этом говорится, надо бы присоединиться". И главное, что вот другие передачи какие-нибудь требуют от меня отказа от моих собственных взглядов и интересов. Я должен принимать какие-то решения – как я отношусь к Трампу или к торговой войне. Или к ядерной…
КОРНЕЕВСКИЙ: Да. Классные, действительно, вопросы, да? К торговой войне между США и Китаем.
ЕНИКОЛОПОВ: Ну, атомная бомба в Корее. Заметьте, наше общество твёрдо уверено, что корейцы живут ужасно. Никто не хочет сказать, что… Если его спросить, а как он жил в 50-60-е годы, никто не говорит, что так уж прямо безысходно жил. Жил и жил, некоторые даже с удовольствием. А про Корею никто не скажет, то есть все предполагают, что все несчастные корейцы мучаются.
КОРНЕЕВСКИЙ: Но там есть ощущение, что они голодают, и есть признаки этого.
ЕНИКОЛОПОВ: А мы прямо…
САТАНОВСКИЙ: Обжирались.
ЕНИКОЛОПОВ: … обжирались! Признаки есть, потому что рядом есть Южная Корея, которая объедается, сколько хочет. Живёт в другом режиме. Я сейчас не столько про Корею, сколько про то, что вот есть некие более серьёзные проблемы, что любой человек отлично понимает: как бы он плохо ни относился к атомной бомбе в Корее, атомная бомба из Кореи не исчезнет.
Полностью слушайте в аудиоверсии.