Картинка

Культурное путешествие Архитектура ВДНХ – это символы, напоминания и ироничные моменты

8 сентября 2018, 03:10

Персоны

История ВДНХ. Где был раньше главный вход, какие укромные уголки стоит посетить и в чем ирония, к которой активно обращались архитекторы выставки.

СТУПАК: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В эфире программа "Культурное путешествие". В студии Полина Ступак, рядом со мной Марат Сафаров. Марат, приветствую вас.

САФАРОВ: Приветствую, Полина.

СТУПАК: Сегодня мы поздравляем наш город с днем рождения. И, конечно же, наша тема самым прямым образом связана с Москвой и даже больше – с историей развития страны и со всеми происходящими в ней изменениями. Это место пользуется большой популярностью у москвичей и гостей столицы. Фонтаны, аллеи, скульптуры, павильоны, а также выставки, фестивали, концерты, образовательные проекты, книжная ярмарка и многое-многое другое – всё это любимая многими ВДНХ. О ее истории и современности мы будем говорить сегодня вместе с нашим гостем – с Павлом Нефедовым, историком и исследователем ВДНХ. Павел, здравствуйте.

НЕФЕДОВ: Здравствуйте.

СТУПАК: И я предлагаю начать с самого начала. Конечно же, об истории мы обязательно большую часть будем сегодня говорить, но все-таки: как вы пришли к тому, что вы аж целую книгу, путеводитель написали о ВДНХ?

НЕФЕДОВ: Все люди, которые занимаются темой ВДНХ либо профессионально, либо в качестве хобби, они, как выясняется, так или иначе как-то связаны лично с этим местом: либо они там жили, либо они учились где-то в окрестностях в этом районе. Ну и я тоже, я все детские годы прожил около ВДНХ, недалеко, у меня из окна все детство был виден Центральный павильон, Главный вход, павильон "Космос", поэтому это всегда присутствовало как такой какой-то фон. И уже потом, гораздо позже, в начале 2000-х годов, в 2000-м где-то примерно я оказался там уже заново и новыми глазами посмотрел на эту территорию. Причем, мне повезло, потому что я зашел тогда на ВДНХ через такой довольно укромный вход со стороны Останкино, со стороны пруда. И там выходишь к территории выставки, и первым тебе попадается сразу на горке павильон "Физкультура и спорт". Это один из павильонов, который сохранился еще от 39-го года, один из самых старых павильонов на выставке, и при этом он стоит очень-очень так скрыто в лесу, очень элегантный, про него можно отдельно рассказывать, в него интересная история. И потом вот выходишь оттуда, из этого такого очень потайного места…

СТУПАК: То есть вы, так сказать, попали со стороны служебного входа, если можно так…

НЕФЕДОВ: Ну, это не служебный вход, но это, конечно, такой очень боковой. выходишь – там эти бесконечные поля, посредине стоит Мичурин. И это, конечно, очень правильный способ приобщиться к этой магии выставки. Потому что те люди, которые проходят через Центральный вход и идут через парадные площади, им гораздо сложнее, конечно, что-то такое ощутить личное.

САФАРОВ: Но все-таки давайте начнем именно с парадного входа, потому что понятно, что большая часть людей, и особенно впервые приезжающих в Москву, все-таки от станции метро "ВДНХ" двигаются по главной аллее, по главному, значит, такому, можно сказать, проспекту величественному. И если мы начнем: вот арка Главного входа, известные такие аллюзии с Бранденбургскими воротами – это правда или все-таки это городской миф?

НЕФЕДОВ: Если это миф, то значит я его автор, потому что я об этом сам не устаю говорить. Действительно, очень похоже во многом. Хотя там, в арке Главного входа ВДНХ, помимо вот этой формы, которая, в общем, собственно не является аркой, вот, это колонны. Действительно, она очень напоминает символ Берлина, но в ней в середине еще скрыта арочная форма, которая повторяет нынешний Северный вход, который раньше был Главным входом. В 30-е годы Главный вход был немножко в другом месте.

САФАРОВ: И нынешний Северный вход – один из немногих таких объектов довоенной выставки.

НЕФЕДОВ: Да, то, что сохранилось абсолютно полностью. Он сейчас отреставрирован, он сейчас оказался на территории, внутри уже территории ВДНХ, и входом он по сути дела не является, но арка сама по себе сохранилась. И вот ее форма, этой арки, центральной части, она процитирована в новом Главном входе. Это такая архитектурная игра, и таких моментов на выставке довольно много, архитекторы довольно много заложили таких игровых или даже ироничных моментов в те объекты, которые они строили для выставки...

Слушайте в аудиофайле!

Культурное путешествие. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Культурное путешествие

Новые выпуски

Авто-геолокация