От трёх до пяти Никто не знает о Красной книге языков
Персоны
Проблема сохранения языков.
Гость – ученый-востоковед Михаил Членов.
Ведущие – Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский.
ЧЛЕНОВ: Все знают о Красных книгах животных. Исчезают тигры амурские, не амурские, бенгальские, носороги и так далее. И человечество осознает этот процесс, предпринимаются разные усилия в разных странах по сохранению разных видов, но с языками обстоит несколько иначе.
Где-то примерно 30 лет тому назад выдающийся американский лингвист Майкл Краусс, мой хороший коллега и друг, который занимался языками индейцев Аляски, напечатал некоторую статью, где впервые обратил внимание на следующее обстоятельство: сегодня в мире существует – не будем сейчас говорить о разнице между языками и диалектами – порядка 6 тысяч языковых единиц, назовем их так. По поводу языков и диалектов – сложно, потому что один лингвист как бы в шутку лет 100 тому назад заметил, что разница между языком и диалектом – в том, что "язык – это диалект с армией и флотом". Не у всех имеется армия и флот. И он сказал, что, судя по процессам, которые сегодня происходят в мире, через 50-60 лет их может остаться не 5 тысяч, а 500.
Исчезновение языка человечество осознает почему-то не как трагедию и беду, по сравнению с исчезновением, скажем, очередного вида носорогов. Я хочу сказать, это, безусловно, как бы само по себе – трагическое явление. Похоже, что Краусс в своем прогнозе был абсолютно прав, ну, может быть, не с точностью до 10, но, в общем, происходит стремительное исчезновение языков в сегодняшнем мире. Я, опять же, сошлюсь на эту самую Красную книгу, которую ЮНЕСКО все-таки уже завела, хотя она мало кому известна, войти в нее трудно. Последние данные были за вторую половину 2017 года – там числятся где-то порядка полутора десятков языков, которые уже отмечены, что на этот момент они умерли. Кстати, значительная часть – в Индонезии, в ее юго-восточной части. Встречаемся мы, естественно, с этим явлением и в России.
Как к нему относиться, что делать и можно ли вообще что-то делать, какова судьба вот этих исчезающих, умирающих языков?
Полностью слушайте в аудиоверсии.