Авторские материалы "Так вот ты какой – цветочек аленький!": за какие растения на участке могут посадить
Персоны
Выращивание мака, шалфея, конопли и даже кактусов может обойтись дорого. Штраф за разведение этих растений на своем огороде или подоконнике вскоре может увеличиться более чем в 2 раза. Всему виной – наркосоставляющие в этих дикоросах. С инициативой об ужесточении наказания выступили парламентарии Кабардино-Балкарии. В Госдуме ее готовы поддержать. Что нельзя выращивать на приусадебном участке, выяснила корреспондент "Вестей FM" Марина Костюкевич.
Трава у дома: безобидные, на первый взгляд, лютики-цветочки давно стали камнем преткновения между садоводами и наркоконтролерами. Плантации мака и конопли ежегодно выявляют в самых разных регионах России. Так, недавно в Перми было возбуждено уголовное дело в отношении пенсионера, на огороде которого росли 467 кустов дикого мака.
Такие объемы не могут считаться обычным цветоведением. И за подобные "ботанические опыты" надо отвечать. Прежде всего – рублем. Для начала предлагается увеличить размеры штрафов. Для физических лиц – максимально: до 4 000 вместо 2 000. Для тех, кто не остановился – вплоть до уголовной ответственности. Принятие такого закона – это сигнал для всех нару шителей, выдающих себя за ботаников-любителей, поясняет депутат Госдумы, член Комитета по государственному строительству и законодательству Отари Аршба.
АРШБА: Наркотическая зараза просто не должна существовать. Если вы занимаетесь своим хозяйством, своим приусадебным участком, то извольте, пожалуйста, следить и за этим. Штраф увеличится с 3 000 до 4 000. Для должностных лиц – с 5 000 до 10, 000. Для юрлиц – с 50 000 до 100 000. Если будут перегибы, будем корректировать, но не реагировать на то, что у людей вместо картошки растут конопля с маком, тоже нельзя.
Перегибы как раз и волнуют садоводов. На участках у многих растут мак, конопля, шалфей, хвощевик, которые тоже включены в разряд наркосодержащих. Важно, чтобы не во всех огородниках видели нарушителей, говорит председатель Профсоюза садоводов России Людмила Голосова.
ГОЛОСОВА: Мак – это красивый цветок. Вы в Крыму были? Там дикорастущие поля маков. А шалфей, мимоза? Пусть сначала сделают реестр того, что у нас должно быть на садовом участке. Закон принимается для штрафных санкций.
Каким бы любимым и красивым ни был мак, он действительно содержит опиаты. И это известно с давних времен. Маковые зерна в булочке или пара красных цветочков у крыльца – это одно. А плантации опийного мака на сельхоззадворках – это опасно, рассказывает биолог-агроном Михаил Воробьёв.
ВОРОБЬЁВ: Мак опийный – это вид, который четко определяется, но есть еще другие виды мака, которые содержат большое количество опиатов. Вот с этим возникают разногласия. Один из таких маков – хорошо известный мак восточный, который повсеместно выращивают как декоративное растение. Более того, спокойно продаются его семена.
Большие дискуссии разгораются вокруг искоренения и других растений – мескалинового кактуса, шалфея, розы гавайской и даже мимозы или голубого лотоса. Для многих наркосоставляющая в них – открытие. Но тем не менее это так, и расти целыми посевами они не должны, продолжает Михаил Воробьёв.
ВОРОБЬЁВ: Это не тот шалфей, который используется в медицине, это – шалфей предсказателей, который действительно содержит наркотические вещества; он выращивается у нас ограниченно, в дикой природе его нет. Что касается кактуса лофофора Уильямса, который является галлюциногеном, его можно выращивать только в исследовательских целях, в комнатных условиях его выращивать запрещено.
Безусловно, растение может оказаться на огороде случайно – например, может быть занесено птицами, ветром и прижиться что называется на уровне ошибки садовода. Вот поэтому в законопроекте предусмотрены небольшие послабления – "допустимые посевы". Например, для мимозы, шалфея, эфедры и гавайской розы предел – 10 растений. А вот для кактуса с мескалином он равен всего лишь 2 единицам. Наиболее "вольготные" условия – для конопли. В её случае крупный размер культивирования начинается с 20 растений. Если садовод вписался в эти цифры – никаких вопросов к нему не будет, говорит Михаил Воробьев.
ВОРОБЬЁВ: Что-то у него такое выросло в количестве 3 штук в саду – он не разбирается в ботанике, поэтому никакого злого умысла у него нет: это – случайность, а не преступление.
Преступлением это может признаться тогда, когда человек действовал умышленно и налицо все признаки того, что он именно культивировал растение, поясняет управляющий партнер адвокатского бюро "Васильев и партнеры" Дмитрий Васильев.
ВАСИЛЬЕВ: Если человек не знает, что у него растет мак, не догадывается об этом (если он не выполняет никаких действий по культивированию – не сеет, не возделывает), тогда и нет преступления. Если подозреваемый говорит: "У меня здесь – 250 растений мака перед входом в дом, но я не знал и вообще считал, что это не мак", а тем не менее видим грядки, систему полива, то независимо от того, что человек говорит, данные действия, вероятно, будут расценены как умышленные. И будут квалифицироваться по соответствующей статье.
Выявлять нарушителей будут правоохранительные органы. Как правило, те, кто выращивает коноплю или опийный мак в огромных количествах, хорошо известны в округе – прежде всего участковым. Чаще всего именно от них поступают первые сигналы, поскольку скрыть плантации дикоросов с наркотическими свойствами сложно. Окончательную правовую оценку "сомнительным" цветоводам и огородникам даст суд.