От трёх до пяти "Мы живём в эпоху усиления природных катастроф"
Персоны
Стихийные бедствия. Цунами.
Гость – доктор геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник геологического факультета МГУ Владимир Сывороткин.
Ведущие – Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский.
СЫВОРОТКИН: Попали мы в такой переплет: наша биография, судьба наша заставила жить в эпоху усиления таких катастрофических событий, причем это – не информационный шум. Некоторые говорят: "Ну, это слишком много пишут. Раньше меньше знали, а сейчас вот…". Нет, это все действительно так. И свидетельством тому является 28 сентября – произошел сильный толчок, по-моему, 7,5 магнитудой на Сулавеси. Ну, вот на сегодняшний день, я слышал, 1400 уже точно погибло, еще сотня – без вести пропавших, то есть такой достаточный урон мы почувствовали. Поэтому я использовал, как у вас называют на радио, этот информационный повод, сегодня мы поговорим про цунами.
Сам я, слава богу, цунами никогда не переживал, но в тех местах, где они бывали часто, я бывал много раз, поэтому людей, которые каким-то образом переживали это дело, видел, с ними беседовал. Речь идет, конечно, о Курильских островах, в первую очередь. Поэтому сегодня будет такая тема – про цунами.
После катастрофического 26 декабря 2004 года цунами вырвалось если не в самые лидеры, то на второе место после землетрясений по числу жертв. Потому что, если мы сейчас вспомним вот это цунами декабрьское, там толчок был магнитудой в 9, ну, и волна обошла весь Индийский океан. Поскольку, как говорил потом министр чрезвычайных ситуаций Индонезии, 300 лет не было здесь цунами, поэтому никакой системы предупреждений – ничего такого не было. Его, по-моему, судили, уволили.
САТАНОВСКИЙ: Вопрос: что он мог сделать?
СЫВОРОТКИН: Да, что он мог сделать? Просто там была еще такая версия, что, может быть, не очень хотели, потому что геофизическая служба США или Центр предупреждения цунами, который в Гонолулу находится, мировой центр – он американский, но подключаются мировые всякие ресурсы, хотя здесь Индийский океан – тоже неожиданно. Сообщение-то о толчке было до разных берегов Индийского океана, они разные – и азиатский, и африканский. Через 16 часов волна дошла до Южной Африки.
КОРНЕЕВСКИЙ: Там ощущалось, да?
СЫВОРОТКИН: Полтора метра – волна, там жертвы были человеческие!
Полностью слушайте в аудиоверсии.