Россия: из прошлого в будущее Мономах создал "древнерусское политбюро"
Персоны
Какие меры Владимир Мономах предпринимал для преодоления раздробленности на Руси и почему её распад после его смерти был неизбежен? О становлении российской государственности в эфире "Вестей ФМ" беседуют Сергей Станкевич и Владимир Аверин.
СТАНКЕВИЧ: Особенность Владимира Мономаха в чём ещё состояла: он предложил очень остроумный способ преодоления вот этих междукняжеских противоречий. Ведь все они, по существу, все эти князья, а их тогда уже было несколько сотен Рюриковичей, все они были родственниками, все они, строго говоря, были братьями. И правил Русью единый клан Рюриковичей, которые никак не могли друг с другом примириться и никак не могли упорядоченно властвовать на Руси. То есть власть была не центром организации, не центром упорядочения, а некой вожделенной добычей, за которую они бесконечно сражались. Так вот что предложил Владимир Мономах и что он успешно использовал. Это такой инструмент, как съезд князей. Съезд князей. Это не был съезд, знакомый нам по коммунистической партии Советского Союза.
АВЕРИН: С регистрацией и мандатами, да?
СТАНКЕВИЧ: Да-да-да.
АВЕРИН: Поднимите свои мандаты.
СТАНКЕВИЧ: Съезжались не все князья, я напомню, что их было несколько сотен, а съезжались только старшие князья, старшие по старшинству, и с самыми крупными уделами, стоящими за ними, но они как раз и вершили судьбу государства. Это можно сравнить, пожалуй, с таким "древнерусским политбюро". Вот это было такое своеобразное "политбюро". Напомню, что Владимир Мономах не был великим князем киевским в этот момент. Когда ему исполнилось 40 лет, у него появился шанс завоевать, взять киевский престол. Он был самым популярным, самым сильным, но он уступил киевский престол, не стал в 40 лет его занимать. А в обмен на эту уступку он подобрал под себя, кроме ростовской земли, которая была его уделом, Смоленск, в Новгороде оставил своего сына, хотя уже вроде формальное право на это потерял. И до половины почти всех русских земель в качестве приза вот за эту уступку киевского стола он под себя подобрал, поэтому был самым авторитетным, самым мудрым, дальновидным таким стратегом. Таким византийцем. Напомню, он был внуком византийского императора, он всячески это выделял, подчёркивал, пижонил, прямо скажем, на этом основании, именовал себя архонтом. И много других таких черт характерных в его поведении было, мы ещё к этому вернёмся.
АВЕРИН: Простите, а вот он подобрал под себя формально, то есть это действительно его вотчина, или это было как бы… вассальные отношения? Влияние, безусловное его влияние, но формально там сидели какие-то другие князья.
СТАНКЕВИЧ: Нет. Он просто брал под себя. И не возражал великий князь киевский в обмен на уступку киевского стола. Не возражал. В том числе, например, он мог, следуя праву, поставить своего старшего сына в Новгород – один из богатейших городов, но не стал этого делать, оставил там сына Мономаха. Таким образом, ещё раз говорю, удалось ему путём этих комбинаций собрать до половины русских земель под собой.
Так вот по поводу съездов. Значит, Владимир Мономах стал инициировать эти самые съезды. Всего их было более 100, но мы выделим три самых главных. Как проходили съезды? Это конечно песня и картина, надеюсь, когда-нибудь – мы время от времени говорим об этом – когда будут наконец снимать хорошие, качественные фильмы о нашей истории… Вот почему нет качественных фильмов, пока не понятно. Так вот как происходили княжеские съезды. Во-первых, княжеские съезды проводились на равнине, на поле. Почему не в замке? Потому что там опасно, там засада может быть.
Полностью слушайте в аудиоверсии.