Россия: из прошлого в будущее «Игра престолов» по-русски
Персоны
Об этапах становления российской государственности в эфире «Вестей ФМ» беседуют Владимир Аверин и политолог, историк Сергей Станкевич.
СТАНКЕВИЧ: Вернемся к этой самой "игре престолов" – Московского и Тверского, опишем ту самую великую драму, которая, я надеюсь, станет когда-нибудь предметом хорошего добротного нашего сериала исторического!
АВЕРИН: "Скажите, кто именно сталкивал лбами князей наших?" Подпись: «Ирина». Ирина не предполагает, что они сами могли сталкиваться, а не кто-то обязательно должен был сталкивать!
СТАНКЕВИЧ: Все-таки не всегда сами. Они, в основном, процентов в 80 случаев сталкивались сами. Но, конечно, Орда использовала. То есть, князья пытались использовать Орду в своих интересах, а Орда стремилась использовать конфликты князей друг с другом. Поэтому политика Орды, в том числе, и при многомудром хане Узбеке, который хотел некоторой централизации Руси, он хотел упростить задачу управлению Русью, опираясь на двух-трех, а в перспективе – может быть, и на одного кого-то верного своего союзника и наместника на территории Руси. Но все-таки постоянно они отслеживали из Орды, кто слишком быстро начинает подниматься, и поддерживали определенный баланс. Если это возвышение начинало их тревожить, они начинали поддерживать соперника. То есть, была, конечно, эта ордынская тактика. Но здесь, понимаете, это историческое такое соревнование, это такой, знаете, многоролевой конфликт – или тебя используют, или ты, внешне поддаваясь этому использованию, стремишься, в свою очередь, использовать оппонента. Это состязание в искусстве многоролевого конфликта! И князья московские, которые утверждались после Даниила Московского – Даниловичи, они этим сложным искусством государственным овладели.
Чуть-чуть вернемся к этой самой схватке Юрия Даниловича Московского, сына Даниила Московского, и Михаила Тверского.
Вот, возникает вопрос: кому же править – умер великий князь! В принципе, все говорит в пользу Твери. Я уже говорил о том, что Тверь гораздо мощнее экономически выглядела, она была богаче финансово. И, кроме того, старейший в роду Рюриковичей в этот момент – это Михаил Тверской. Казалось бы: «Юрий Данилович, смирись!» Более того, смотрите, что делает митрополит Максим! Митрополит Максим тоже решил поддержать в этой ситуации Тверь. Он отправляется в Москву с миссией. Он говорит: «Юрий, опомнись! Не ввязывайся в драку за власть! Ты же видишь, что все права на стороне Михаила, ты же видишь! Ты же видишь, как это поможет нашей земле, как это Святой Церкви поможет! Что тебе надо? Тебе земель надо? Давай, показывай, какие земли тебе прирезать к Московскому твоему княжеству, говори! Обещаю, проеду лично – прирежем тебе, только откажись от соперничества с Тверью в борьбе за власть».
Полностью слушайте в аудиоверсии.