Картинка

Россия: из прошлого в будущее Монголы использовали дипломатию для разрушения возможной коалиции

12 декабря 2018, 20:08

Персоны

Начало монголо-татарского ига.

Ведущий: историк, политолог Сергей Станкевич.

Ведущий – Владимир Аверин.

СТАНКЕВИЧ: Как всегда, монголы начали с дипломатии – притворной дипломатии, потому что ни с кем они мириться не собирались, по большому счету. А дипломатия давала возможность, во-первых, разрознить противника, столкнуть одних с другими, подарить им какую-то надежду на выживание, отдельное сепаратное выживание, с кем-то, может быть, временные сепаратные сделки заключить и таким образом разрушить возможную коалицию. Для монголов это особенно важно было, потому что это уже была не степь, это были леса, пересеченные реками, озерами и болотами. Поэтому воевать в этой местности они могли только в зимнее время, когда все это замерзало, а продвигаться могли вдоль замерзших рек. Монголы чувствовали это ограничение, потому что по весне надо было уходить опять в степь. Здесь поэтому важно было не увязнуть и важно было не допустить создания каких-то серьезных коалиций, которые надолго задержали бы монгольское войско вот в этой непривычной неприятной им местности.

Что сделали монголы? Они отправили две делегации. Одну – в Рязань к князю рязанскому Юрию Игоревичу, и сразу предложили рязанцам, сказали им, что вы нам не очень-то нужны, что вы, вообще-то, на краю степи живете и отчасти, может быть, даже где-то наши в чем-то…

Аверин: В душе-то – наши.

СТАНКЕВИЧ: В чем-то даже наши. Вот, поэтому, в принципе, нас только пропустите через вашу землю, мы мимо вас пройдем, а у нас главная цель – вон там Владимир, город Владимир. А с вами готовы даже договориться, но платить будете десятину со всего. Причем условия были довольно жесткие, рассчитанные явно не на то, что примут, потому что обычно с оседлых народов брали десятину только с добычи какой-то, то есть там с охотничьей добычи, с сельскохозяйственной какой-то продукции, ремесленных каких-то продуктов собирали десятину, денег, вырученных купцами. А здесь одновременно они сказали десятину еще и с людей, и с коней. Что, в общем, было грабежом.

АВЕРИН: А с людей что значит? Живым товаром?

СТАНКЕВИЧ: Да, живым товаром, пленниками. То есть нужно было или из существовавших каких-то пленных – степняков брали русские князья регулярно в плен, но их было мало, конечно, а так, вообще, чуть ли не свободных русских людей пришлось бы отдавать в плен на последующую продажу на невольничьих рынках. То есть достаточно жесткие были условия.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Россия: из прошлого в будущее. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация