Россия: из прошлого в будущее Децентрализация – это историческая закономерность

24 октября 2018, 20:08

Персоны

Об этапах становления российской государственности и нации в эфире "Вестей ФМ" рассказывает сторик, политолог Сергей Станкевич.

СТАНКЕВИЧ: После первичной централизации, построенной на личностном начале князей-государственников, наступает, как правило, – и здесь Древняя Русь не была исключением – период раздробленности. Потому что слишком слабы экономические связи, которые могли бы все это сплачивать. Еще производительность той экономики мала: умножаются княжеские династии, земли на всех мало, хочется закрепить за собой то, что только тебе принадлежит. И, кроме того, еще ставка делается на города: сначала это были грады, то есть укрепленные какие-то поселения, зачастую с земляным валом и рвом и каким-нибудь деревянным частоколом, но постепенно все это превращается в центры экономической жизни – города, и вокруг городов как раз вырастают эти обособленные княжества. То есть, в принципе, вот эта обособленность, децентрализация на какой-то период – это отчасти даже позитивный процесс, который дает возможность пойти вот этой государственности и этой ранней экономики средневековой вширь. Вовлечь в рыночный средневековый оборот как можно большую территорию.

БЫСТРОВ: Потому что это неизбежный путь развития. Сначала объединение, потом – децентрализация.

СТАНКЕВИЧ: Вот! Децентрализация потом. А что дальше? А дальше должна быть уже новая, зрелая централизация вот этих уже развившихся отдельных территорий регионов. Вот эта зрелая централизация должна закончиться, по логике истории, установлением наследственной монархии. Наследственная монархия отменяет уже уделы, отменяет вот эту раздробленность и бесконечную свару за власть, чреватую смутой в любой момент, которая подставляет государство под удар любых захватчиков, любых интервентов. Наследственная монархия в этот момент, в момент зрелой централизации государства, второй централизации – это прогрессивный институт! Гораздо более прогрессивный, чем вот эти самые ранние феодальные княжеские отдельные уделы.

БЫСТРОВ: Как отличить зрелую от незрелой?

СТАНКЕВИЧ: Это просто логика истории.

БЫСТРОВ: Какие признаки? Чем отличается одна от другой?

СТАНКЕВИЧ: Просто по времени отличаются. Незрелая, это когда от родоплеменных отношений переходит к этой ранней государственности на основе того, что князья понимают, что таким образом в этом сообществе конкуренция с другими возможными претендентами на военную добычу будет успешнее.

Кроме того, мы говорили в предыдущие разы, что появился такой мощный сплачивающий фактор для ранней централизации, как Великая Степь, которая исторгала многие волны кочевников. Мы выделяли три из них – это хазары, это печенеги и это половцы. Половцы – это последняя волна перед монголами. И для борьбы с этими тремя волнами Великой Степи, для того, чтобы выдержать этот натиск, и для того, чтобы не просто его остановить, а чтобы начать какое-то взаимодействие с этой Степью, как это получилось с половцами, конечно, нужна была ранняя централизация.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Россия: из прошлого в будущее. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация