Россия: из прошлого в будущее Невский предпочёл долгую волю
Персоны
Эпоха Александра Невского и сделанный им исторический выбор. Об этапах становления российской государственности в эфире "Вестей ФМ" рассказывает политолог и историк Сергей Станкевич. Ведущий – Владимир Аверин.
СТАНКЕВИЧ: В чем же все-таки на самом деле был выбор Ярослава и Александра, и был ли вообще у них выбор в тот момент? Да, выбор был, но какой? Был выбор короткий и долгий. Короткий – это героический и смертельный, то есть как бы красиво восстать, красиво погибнуть и тем самым подставить все-таки под удар не только ближний круг, но и всю свою землю под удар, под погром, под расправу.
Вот такой короткий выбор действительно был, и я этот выбор не осуждаю, потому что он, в принципе, оправдан, потому что человек может быть возмущен тем, что он видит, тем насилием, тем поруганием всего святого, что он видит, он может восстать – это естественно, более того, этот выбор – короткий, героический, его делали и жители Рязани, которые сопротивлялись, хотя им предлагали сдаться, жители Владимира, жители Торжка, Козельска, которые героически гибли, сопротивляясь, жители Киева. 1240 год – величайшая была оборона Киева, забытая ныне, кстати, к сожалению. Их бросали князья, уходила дружина, а простые горожане вместе с собиравшимися под стенами города крестьянами, они сопротивлялись и гибли. И это был оправданный выбор, он был оправдан еще и таким духовно нравственным подъемом, который тогда был крайне важен. Ведь уже несколько столетий Русь была христианской, и это татары – этот термин все больше употреблялся уже с XIII века и дальше – татары воспринимались как испытание божие, как напасть, как наказание божие. А вот подвиг в борьбе с ними воспринимался как христианское мученичество и спасение бессмертной души.
АВЕРИН: Да, безусловно. Даже если мы оставим религиозную направленность, согласитесь, что и французы не считают правительство Виши героическим.
СТАНКЕВИЧ: Это не герои, это другое сознание.
АВЕРИН: Вот про это. Почему я спрашиваю? С моей точки зрения, надо пояснять то, что считается нормальным или ненормальным, героическим или предательским в XX веке или в начале XXI века – это не совсем то же самое, когда мы переносимся в XIII век. И хотя есть люди, которые говорят: вне времени подвиг, вне времени смерть за веру, вне времени еще что-то, на самом деле, мне кажется, в истории все очень во времени.
СТАНКЕВИЧ: Почти все.
АВЕРИН: И по меркам того периода, о котором вы рассказываете, тогда я бы хотел, чтобы все-таки акценты были расставлены так, чтобы не возникало у наших слушателей сегодня мысли о том, что, рассказывая об Александре и Ярославе, мы имеем в виду какие-то совершенно точные параллели со вчерашним буквально или с сегодняшним днем, когда, да, проще подчиниться, склонить голову, войти в сговор, не бороться, и тогда все будет хорошо.
СТАНКЕВИЧ: Нет-нет. Тут еще важно... Я ни в коем случае не хочу сказать, что героический жертвенный подвиг – это некая глупость, ни в коем случае! Я считаю это очень достойным, правильным и оправданным выбором конкретных людей!
Полностью слушайте в аудиоверсии.