Картинка

Авторские материалы Детские вещи – на отдельную онлайн-полку

11 октября 2018, 16:15

Персоны

Уполномоченная по правам ребенка при президенте России Анна Кузнецова призывает блокировать в Сети продажу посуды, обуви, одежды, игрушек без сертификации. По мнению омбудсмена, торговать товарами для малышей нужно на специализированной онлайн-площадке. Интернет-торговцы настаивают: это – лишнее, товары проходят сертификацию в стране происхождения. Кто отвечает за безопасность вещи при покупке через Интернет, узнала корреспондент "Вестей FM" Марина Костюкевич.

Многие детские вещи – головные уборы, обувь, игрушки, посуда – буквально напичканы опасными для здоровья химическими примесями и даже тяжелыми металлами. Продать такой товар проще всего через Интернет. Контроля – меньше, требования – ниже, бдительность покупателя "приглушена" низкой ценой. Риски отравлений, накопления в организме ядовитых веществ и даже серьезных заболеваний в виде астмы или аллергий – огромны. Ведь малыш кусает, облизывает, нюхает вещи, предупреждает биохимик, эксперт Центра молекулярной диагностики Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Беглярова.

БЕГЛЯРОВА: Если ребенок с какой-то игрушкой обнимается сутки напролет на протяжении 3 лет, то доля токсического вещества, если оно там есть, может быть высокой. Есть посуда, которую нельзя использовать в микроволновой печи, потому что токсические вещества могут попадать в пищу. К этому нужно относиться с осторожностью. Эффект накопления имеет место быть. В магазинах обычных это все имеет сертификацию безопасности.

При онлайн-торговле сертификатов покупатель, как правило, не требует. Нравится товар на картинке, цена устраивает – клик отправляет вещь в виртуальную корзину. При получении – никаких сопроводительных документов по качеству. А значит – никакой гарантии безопасности, говорит член высшего координационного совета Международной конфедерации обществ потребителей Диана Сорк.

СОРК: Россия это не контролирует. То, что человек выбрал на зарубежном сайте, это – его выбор, его ответственность. Никто не будет проверять посылки на предмет безопасности их для потребителя. Проще запретить тогда покупку с зарубежных сайтов – и все.

Идея не нова. Но детский омбудсмен против запрета на всю торговлю. Анна Кузнецова – за отдельную онлайн-площадку для продажи именно детских товаров. Только сертифицированных. Это – лишняя мера, уверен исполнительный директор Национальной ассоциации дистанционной торговли Михаил Яценко. Контроль качества есть – за это отвечают производитель и поставщик.

ЯЦЕНКО: Любой товар, если вы здесь его выставляете на продажу, имеет уже при себе сертификаты качества, весь комплект необходимых документов, которые регламентируются законодательствами страны, из которой идет товар. Стандарты качества в других странах порой еще строже, чем у нас.

Соблюдаются ли они в каждом случае – большой вопрос. Посуда из меламина и поликарбоната встречается. Однако реальных претензий не предъявлено, возражает Михаил Яценко.

ЯЦЕНКО: Эти опасения чем-то подтверждены? Какими то экспертизами? Боюсь, что нет.

Потому что продавцы пользуются юридической безграмотностью и безответственностью "дистанционных шопоголиков". 99% из них не требуют сертификатов, парирует Диана Сорк. Хотя имеют право.

СОРК: Покупатель вправе потребовать полной достоверной информации о товаре. И если ему интересен сертификат или иные подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям, он вправе попросить это у продавца и принять решение – покупать или нет. Если не предоставляют, то, безусловно, не покупать.

Безусловно, удобно, когда контроль ведут за тебя, как в обычных магазинах. Но там и цены – заметно выше. В том числе и по причине расходов на проверку качества, говорит Михаил Яценко. Он не исключает, что ограничения для дистанционной торговли могут быть выгодны прямым конкурентам.

ЯЦЕНКО: Искажение, передергивание фактов ничего хорошего потребителю не дают. Это – наезд на прогресс, наезд на инновации, наезд на развитие цифровой политики со стороны офлайн-магазинов, которые теряют ежегодно 10 – 15% своих потребителей из-за онлайн-конкурентов, которые "отъедают "этих потребителей себе.

Те, кто выбирает низкую цену и доставку до порога вместо походов в обычные магазины, должны понимать: риск нарваться на токсичные детские вещи в онлайн-торговле очень высок. Ответственности – ноль, затрат – минимум. Мало кому приходит в голову вернуть товар, если он выглядит не так, как на картинке. А уж если он подходит, то проверять его на токсичность и в голову не придет. Но даже если очевидна ядовитость вещи, ее, скорее, выбросят, чем будут возиться с оформлением возврата. Хотя по закону это возможно.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация