От трёх до пяти Главная экономическая книга мусульман – Коран
Персоны
События на Арабском Востоке. Принципы исламской экономики.
Гость – профессор Института стран Азии и Африки МГУ Владимир Исаев.
Ведущие – Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский.
ИСАЕВ: По Корану и Сунне устанавливаются определенные предписания, которые формируют основы исламской экономической доктрины. Базируются они на трех основных принципах: первый – человек полностью ответственен перед Господом за все данные природные ресурсы и полученные им богатства, поэтому он должен постоянно осознавать присутствие Бога, в том числе и в процессе материального производства. Первое положение, в котором все утверждено и на котором все базируется.
Второе: все полученные человеком богатства и природные ресурсы созданы Богом. И человек должен использовать их разумно, не злоупотреблять ими, не разрушать их, не расточать, не держать их в бездействии, то есть консервировать как бы. И использовать их для своих нужд, и при этом, когда он их использует, он должен их применять умеренно, то есть не разбазаривать. Слушайте, экологи наши должны просто аплодировать!
САТАНОВСКИЙ: Очень разумно, понятно!
ИСАЕВ: Я и не говорю, что неразумно!
Третий: любое реальное богатство принадлежит Богу, человеку оно дано только временно. Он просто в данном случае – доверенное лицо, пользователь богатства на определенный срок.
САТАНОВСКИЙ: Ага! Олигархам нашим объясни!
ИСАЕВ: Вот это – достаточно сложно. На общем собрании огромном, которое состоялось в Тунисе в 1988 году и проходило под эгидой Лиги Арабских государств, были разработаны следующие положения, которые зафиксированы во Всеобщей исламской декларации прав человека, принятой после этого совещания. В том числе и с экономической точки зрения. Что говорилось: в своей хозяйственной деятельности, говорится в этой декларации, все люди имеют право пользоваться природными богатствами. Это блага, дарованные Аллахом в интересах всего человечества. То есть повторяется то, о чем я сказал 3 минуты назад. Все люди имеют право добывать средства к существованию в соответствии с законом. Логично?
САТАНОВСКИЙ: Скажи, пожалуйста, в данном случае имеются в виду только мусульмане?
ИСАЕВ: "Люди", обрати внимание – "люди"! Не сказано, что мусульмане! Люди!
САТАНОВСКИЙ: Я специально задаю этот вопрос, потому что исламский мир торгует и общается не только с мусульманами.
ИСАЕВ: Там и христиане, там и иудеи, там и берберы...
САТАНОВСКИЙ: А уж внешний-то мир как разнообразен!
ИСАЕВ: Каждый человек, не мусульманин именно, а человек, обладает правом собственности, которой владеет индивидуально или совместно с другими лицами. Национализация некоторых экономических средств законна с точки зрения общественных интересов.
Полностьью слушайте в аудиоверсии.