Картинка

Интервью У музея нет жизни, если там нет посетителя!

17 ноября 2018, 01:10

Персоны

В Москве вновь открылся музей художника Тропинина – концепция развития музея.

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. В этом году уже два месяца тому назад заново открылся, перезапустился (сейчас узнаем, что это такое) Музей Тропинина и художников его времени. И Ольга Журавлева, директор этого музея, у нас в гостях. Здравствуйте, Ольга.

ЖУРАВЛЕВА: Здравствуйте, Григорий. Мне очень приятно быть в вашем проекте, в вашей программе. И, конечно же, это здорово, что можно рассказать о московском музее, которому исполняется на следующий год 50 лет.

ЗАСЛАВСКИЙ: А вы знаете, как кто-то мне однажды сказал, знаете, у вашей программы в это время аудитория не большая, но профиль слушателей хороший.

ЖУРАВЛЕВА: Вот именно.

ЗАСЛАВСКИЙ: Мне очень понравилось это определение, и меня это вполне устраивает. Хотя, естественно, мы боремся за долю, мы боремся за каждого, как в старом анекдоте: "Маня, пускай зрителя. – Я не могу, он в туалет пошел".

ЖУРАВЛЕВА: Ну, по первой своей профессии основной я журналист, телевизионный журналист, и на радио сейчас до сих пор работаю. Поэтому, конечно, я прекрасно понимаю, что наши профессии очень схожи. И журналистика, и культурные институции, во всяком случае современные, конечно же, мы боремся за каждого. И если это радио и телевидение – зритель, слушатель, то музей – конечно, это посетитель. Ну так же, как и в театре – зритель. И нет никаких других критериев успеха музея и команды музея, если там просто никого нет, если залы пустые, и нет жизни, нет проектов, нет лекционных модулей, образовательных. Поэтому, конечно, ответственность большая. И вот мы 6 сентября, как вы правильно сказали, перезапустили музей. Собственно, что мы сделали?

ЗАСЛАВСКИЙ: Ну он же у вас ремонтировался долго.

ЖУРАВЛЕВА: Он долго ремонтировался.

ЗАСЛАВСКИЙ: Но открылся он раньше?

ЖУРАВЛЕВА: Он открылся после ремонта восемь с лишним лет назад. Я в этом музее работаю с июля текущего года, то есть я, как говорят некоторые мои коллеги, молодой директор. Но спасибо за комплимент.

ЗАСЛАВСКИЙ: 100 дней…

ЖУРАВЛЕВА: Да-да-да, 100 дней прошли и уже даже больше. Что мы сделали? Мы пошли по пути реэкспозиции постоянной, то есть мы ушли от постоянных экспонатов в залах, вот что это навсегда. Вот у нас есть там четыре зала под постоянную экспозицию, и так вот стояли они и стояли довольно много лет. Фонды огромные.

ЗАСЛАВСКИЙ: Ну, пыль протирали.

ЖУРАВЛЕВА: Конечно. Фонды огромные. Это музей, про который незаслуженно, мне кажется, мало было известно в публичном поле. Но это не только работы кисти Василия Тропинина, причем такие титульные, как "Автопортрет на фоне Кремля" с кистями, написанный здесь совсем неподалеку, возле Каменного моста буквально, на улице Ленивка. Это и "Кружевница" знаменитая, "Кружевница-2". Первая "Кружевница" в Третьяковской галерее, а вторая здесь. Но это и работы кисти Рокотова, Венецианова, список можно продолжать, это и Бакста у нас есть прекрасная акварельная работа, есть два потрясающих пейзажа небольших Левитана, и так далее, Репин. Я даже не буду сейчас произносить все эти…

ЗАСЛАВСКИЙ: Скажите, а вообще как получилось, что этот музей остался таким маленьким, но самостоятельным и гордым? Потому что сегодня же все музеи-квартиры так или иначе становятся филиалами музея национального, музыкального музея (я не помню, как точно теперь называется этот музей имени Глинки), или как бесконечные филиалы Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, тоже у него много филиалов. И так получается, что все маленькие музеи, они постепенно поглощаются более крупными собратьями.

ЖУРАВЛЕВА: Ну, начну по порядку отвечать на ваш вопрос, конечно, справедливый, и все с этим понятно, но…

ЗАСЛАВСКИЙ: Нет, ситуация, может, и не справедливая, но это таков процесс.

ЖУРАВЛЕВА: Нет, вопрос справедливый абсолютно, потому что мы видим такую тенденцию. Значит, не такой уж музей и маленький. Когда три тысячи единиц хранения – это уже серьезно, да? И из них 499 живописных полотен, 500-ю работу сейчас очень ждем, и есть меценаты, которые готовы подарить один из ранних портретов Тропинина, потрясающий совершенно "Портрет гувернантки"...

Слушайте в аудиофайле!

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Новые выпуски

Авто-геолокация