Картинка

От трёх до пяти Гольфстрим не исчезнет, пока дуют пассаты

29 ноября 2018, 14:05

Персоны

О проблеме Гольфстрима в эфире "Вестей ФМ" рассказывает гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского доктор геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник геологического факультета МГУ им Ломоносова Владимир Сывороткин.

СЫВОРОТКИН: Что не учитывается в нашем во всем этом деле? Мало кто почему-то говорит, хотя это никто не скрывает, в учебниках, по-моему, написано то, что Гольфстрим – это пассатное течение. Вот когда начинается паника, и все кричат: "Гольфстрим сейчас остановится. Вот тут, в Мексиканском заливе, воду охладили за счет отражения от нефтяной пленки, и все, разница в температуре изменилась…" Во-первых, надо помнить, что морские течения поверхностные (внизу там могут возникать за счет разности солености, за счет разности в температуре придонные течения) следуют в направлении ветра. Так вот, Гольфстрим – это пассатное течение. Пассаты – это ветры, дующие в приэкваториальных широтах, отклоняющиеся за счет силы Кориолиса. Мы как-то уже говорили про пассатные течения, когда мы говорили про Эль-Ниньо, если вы помните. Вот там пассатные течения дуют через весь Тихий океан, нагоняют воду к Азии и возвращается рекой течения Кромвелла. Кромвелл – это исследователь, который открыл это течение.

Так вот, у нашего вот этого течения пассатного, вот этой части собственно прикэкваториальной, струи воздушных и водных течений, которые потом дают начало Гольфстриму, тоже есть противотечение. Мало про него как-то кто знает – имени Ломоносова. А почему Ломоносова? Корабль так назывался, на котором его открыла его наша экспедиция в 1959 году. То есть все, как положено. И вот эти пассатные струи, разделяясь, загоняя вот эту огромную массу воды вот в этот мешок Мексиканского залива, упираются, деваться некуда. И тогда с огромной силой они через этот узкий пролив между Майами и Кубой вырываются. Там такие характеристики: 50 миль ширина этого пролива, 450 метров глубина, скорость течения 7 узлов, 7 миль в час. Это огромная скорость. За каждый час 10 кубических миль выбрасывается на 10 тысяч километров практически, но иногда как бы струи какие-то более теплые находят чуть ли не до Шпицбергена. Но начало этому вот дают вот эти мощные ветры, которые нагоняю, нагоняют. Вот об этом почему-то каждый, когда начинают петь песню о том, что вот сейчас… Или там еще есть такое препятствие – Фарерский порог, это между Исландией и Фарерскими островами, там тоже в рельефе есть такой порог, вот там тоже, если опуститься уровень, тогда это откроется, опять остановится. Пока не остановились дуть пассатные ветры, Гольфстрим остановиться не может! Вот это – первый посыл, на котором я просто хотел заострить внимание.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

От трёх до пяти. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация