Картинка

Специально для "Радио России" (архив 2018 – 2019) Тестирование на наркотики в школах и других учебных заведениях: "за" и "против"

10 декабря 2018, 11:10

О том, эффективна ли такая мера, как тотальное тестирование в качестве борьбы и профилактики наркомании и не спровоцирует ли это интерес школьников к наркотикам, говорим с профессором Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) вице-президентом Общества специалистов доказательной медицины Василием Викторовичем Власовым; главным внештатным специалистом-наркологом Минздрава РФ Евгением Алексеевичем Брюном и директором Лицея № 369 Санкт-Петербурга Константином Эдуардовичем Тхостовым.

Мнения писхологов, родителей, учителей и специалистов-наркологов о тестировании на наркотики в школах и других учебных заведениях Республики Бурятия изучала корреспондент Алла Мальцева.

­Репортаж Аллы Мальцевой

В. Власов: Научных данных о том, что такой скрининг приносит пользу, нет. Поэтому зная, что его проведение может как-то причинить вред, считаю, что делать этого не нужно.

Анкеты, которые предлагается заполнить школьникам в разных регионах, собирают сведения о семье, изучают употребление алкоголя в семье с тем, чтобы якобы выявить "предрасположенных" употреблять наркотики.

Дело в том, что беды имеют свойства прилипать одна к другой. Проблемные семьи проблемны во многих отношениях. То, что люди видят в общественных местах и на улицах, не отражает общей социальной практики. Никто не знает, где заканчивается нормальное употребление алкоголя и где начинается алкоголизм. Существует масса градаций этого заболевания. Для этого психиатры и социальные психологи придумали специальные тесты, которые помогают узнать, при каких обстоятельствах человек пьёт и выделяют проблемное употребление алкоголя в отдельную тему.

Что такое наркотики? Наркотиков нет вообще, есть отдельные вещества с их особенностями, их социальными практиками и "бизнесами", с их вредом для здоровья. До того, как американцы объявили войну наркотикам – весь мир относился к этому по-другому. Россия присоединилась к этой войне относительно поздно и сейчас находится в явно "отстающих странах", забывая о том, что с разными видами наркотиков надо бороться по-разному...

Е. Брюн: Предполагаемая система тестирования – двухстепенная. Сначала анонимно и добровольно тестируется школа и, если по данным анкетирования, становится известно, что данное учебное учреждение поражено наркотиками, проводится структурированное социотерапевтическое интервью с учащимися и работа с ними, целью которых является остановка от дальнейшего употребления ими наркотиков.

Если 10-12 лет назад мы обнаруживали среди старшеклассников в возрастной группе 15-17 лет до 10% детей, которые имели опыт употребления наркотиков, то сейчас это только доли процентов. Всё идёт к сокращению употребления наркотиков среди старшеклассников.

Полученные путём анкетирования сведения не получают огласки и никуда дальше не идут. Медицинские сведения на детей также не заводятся...

К. Тхостов: Я положительно отношусь к данному тестированию. Все родители поддерживают мою позицию. Когда школа работает с семьёй на абсолютно доверительных отношениях, никаких недомолвок не бывает. Кто как не семья должна быть заинтересована в том, чтобы быть в курсе таких серьезных вопросов. Ведь не столько важно то, как бороться с этим, если вдруг неожиданно это узналось, а то, как предотвратить употребление наркотиков в принципе.

Результаты исследования школа не знает, но их знают специалисты...

Ведущие – Алла Волохина и Александр Хабургаев


Полностью запись программы слушайте здесь:

­Тестирование на наркотики в школах: "за" и "против"

Специально для "Радио России" (архив 2018 – 2019). Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация