Картинка

Авторские материалы Бриллиант пошёл не тот

10 января 2019, 17:52

Персоны

Настоящие бриллианты все чаще подменяют на искусственные. В Минфине заявили: мировой рынок наводнили синтетические камни столь высокого качества, что отличить их от натуральных практически невозможно. От этого страдают и обычные покупатели, и Россия в целом – как крупный производитель алмазов. Каждый пятый бриллиант, продаваемый под видом настоящего, выращен в лаборатории. Можно ли выявить подмену, выяснял экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов.

Выращивать алмазы в лабораториях умели еще полвека назад. Но до недавнего времени это было так дорого, что проще было все-таки добывать их из земли. Но нанотехнологии не стоят на месте, и сегодня искусственные алмазы производят уже килограммами. В виде сырья они в 10 раз дешевле природных, в виде украшений – почти вдвое. Это не подделка и не контрафакт. У них тот же блеск, та же твердость, прозрачность и другие свойства, что у природных алмазов. А значит – ни ювелир, ни тем более сам покупатель не могут распознать синтетику. Сегодня, отправляясь в магазин за украшением, вы не можете быть на 100% уверены, что ваш камень появился на свет естественным способом, говорит эксперт-геммолог Юлия Асафова.

АСАФОВА: Визуально непрофессионал, да и профессионал тоже, не отличит синтетический бриллиант от природного. Физические и оптические свойства у них – абсолютно одинаковые. Притом что научились синтезировать алмазы очень качественно, поэтому сейчас это – большая проблема. Все относятся к алмазам с осторожностью, и все партии проверяются.

По оценке Минфина, примерно пятая часть всех бриллиантов, продаваемых под видом натуральных, таковыми не является. И это данные – не по России отдельно, а по всему миру. Китайская синтетика вытесняет естественные камни, в том числе российского происхождения. И это нормально, когда готовые украшения маркируют как искусственно выращенные. Но зачастую продавцы этого не делают. На недорогих и средних по цене изделиях практически никогда не пишут, что камни в них – синтетические, хотя в 90% случаев так оно и есть. Если спросить, то нехотя отвечают: "Да, это – синтетика". Но некоторые продавцы упираются до последнего, пока не потребуешь показать сертификат. Впрочем, даже наличие всех бумаг не защитит на 100% от подмены, предупреждает президент Ассоциации ювелирных онлайн-магазинов Никита Поклад.

ПОКЛАД: Насколько я знаю, на данный момент существует не такое большое количество приборов, которые могут точно отделить синтетику от натурального камня. Поэтому никто не мешает условным мошенникам выставлять такие изделия, скажем, с 10-процентной скидкой от рекомендуемой розничной цены.

Ювелирные изделия по закону – невозвратные, поменять их после покупки нельзя, если только не будет обнаружен брак. А синтетика, как уже говорилось выше, это не дефект, а особенность происхождения. Исключительный случай – только если своими силами установить, что в сертификате была написана ложь. Но для этого потребуется заказывать экспертизу в лаборатории. Далеко не все за это берутся. Даже простая оценка изделия стоит в районе 5000 рублей. Ожидается, что в скором времени в России появится единая система учета бриллиантов – по цифровой бирке через приложение или сайт можно будет легко установить, откуда каждый камень. Однако, вероятнее всего, эта опция будет доступна лишь для оценки крупных и средних алмазов, добавляет Юлия Асафова.

АСАФОВА: Если мы говорим о крупных камнях, от 0,3 карата и выше, то это еще возможно. Если говорить о мелочи с гранью Кр-57 или Кр-17, например, то каждый такой камень маркировать нереально. Сейчас гравировку имеют только крупные камни, у них также есть и паспорт, который подтверждает их подлинность, природность и так далее. Если будут каждый камень так маркировать, то это было бы правильно. Но, повторюсь, маркировать мелочь и россыпь невозможно.

Несмотря на все это, среди покупателей ювелирки есть большое число любителей синтетики, особенно среди мужчин. Их слоган – "если не видно разницы, зачем платить больше?". У женщин обычно прямо противоположная позиция – бриллиант должен быть дорогим, ведь это – предмет роскоши, поэтому синтетика – неполноценный подарок. Попытки уравнять эти два вида камней часто вызывают очень бурные дискуссии.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация