От трёх до пяти В XX веке было 50 геноцидов
Персоны
Геноциды в XX веке.
Гость – психолог, заведующий отделом медицинской психологии Московского городского психолого-педагогического университета Сергей Ениколопов.
В студии – Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский.
ЕНИКОЛОПОВ: Специалисты считают, что в XX веке было 50 геноцидов.
САТАНОВСКИЙ: И это – только в XX.
ЕНИКОЛОПОВ: Это в XX. Мы не берём…
САТАНОВСКИЙ: Ну, хуту – тутси тоже попали под это дело в 90-е годы.
ЕНИКОЛОПОВ: Безусловно. Руанда, Камбоджа и прочие. Мы не берём XIX век и предыдущие.
САТАНОВСКИЙ: Как есть.
ЕНИКОЛОПОВ: Хотя некоторые из них сцеплены вот так подряд. Мы не раскручиваем, а почему люди в этой стране так озверели по отношению к другим. Это исторические корни многих геноцидов, только специалисты начинают.
САТАНОВСКИЙ: Да мы на это напоролись только что, когда начались преследования рохинджа в нынешней Бирме, которая Мьянма, и весь исламский мир дико возмутился, включая демонстрацию у нас в Чечне. Мало кто представлял себе историю конфликта, который начался с англичан, с заселения людей из нынешнего Бангладеш, а тогда – Восточной Бенгалии, на территорию Британской Бирмы, со всего, что было в войну, когда под подход японцев началась резня, страшная, надо сказать, резня местных буддийских монахов и буддийского населения со стороны ровнёхонько этих переселенцев – мигрантов, и много чего другого.
ЕНИКОЛОПОВ: Да. Понимаешь, для всех разговоров о геноцидах есть два пласта. Один – чисто этический, который запрещает другой немножечко. Этический – что нельзя ворошить память жертв, жертвы святые, и вот это такая табуированная тема. Сказали, заплакали или…
САТАНОВСКИЙ: Помянули.
ЕНИКОЛОПОВ: Помянули – хватит. Второй, который отводится, ну, вот даже не отводится, им тоже выкручивают руки историкам, психологам, психиатрам, политологам и так далее. А как, вообще, возникла ситуация, когда вдруг по какому-то мановению руки большое количество людей одной нации участвует в уничтожении большого количества другой, понимаешь?
САТАНОВСКИЙ: Или даже одной и той же, но разных вер. Удивительным образом. Здесь ничего не спасает.
ЕНИКОЛОПОВ: Да-да-да! Разных идеологий. Ничего не спасает. Ну, Камбоджа – яркий пример. При этом вот традиционное желание найти какую-то "патоложенку" в вождях и лидерах: ну, Гитлер – некрофил, Сталин – тоже…
САТАНОВСКИЙ: Пол Пот – нехороший.
ЕНИКОЛОПОВ: Ну, естественно. Мама его в детстве не любила, ещё что-то такое психоаналитическое. Вот это сводит напрочь все размышления, можно ли предотвратить геноциды, потому что…
САТАНОВСКИЙ: А когда говорить не о чем…
ЕНИКОЛОПОВ: Да. Ну, это конец. Я сказал, что некрофил – ну, что. Но тогда возникает странный вопрос: а почему остальные участвовали? Почему эти сдавали тех? Почему радостно делили имущество?
Полностью слушайте в аудиоверсии.