От трёх до пяти Самовар забыт незаслуженно
Персоны
О чае как особой культуре гастрономии в эфире "Вестей ФМ" рассказывает производитель этого напитка Сергей Хорольский. Ведущие Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский.
ХОРОЛЬСКИЙ: Вы, наверно, слышали, что существуют различные стили чаепития. Бывает чаепитие, скажем, московское, бывает чаепитие питерское, бывает чаепитие поволжское, либо татарское, либо башкирское.
КОРНЕЕВСКИЙ: А мне кажется, не слышали. Можете остановиться поподробнее?
ХОРОЛЬСКИЙ: Да, я остановлюсь тогда поподробнее. Есть стили бурятский, калмыцкий. Но каким бы способом чай ни заваривался в своё время, для него был нужен кипяток. И вот тем предметом, который объединял абсолютно все стили, использовался всеми народами, населяющими нашу великую страну, был самовар. Поэтому, мне кажется, на сегодняшний день самовар незаслуженно забыт. Его, конечно, стали производить в большом количестве в электрическом виде, но, да простят меня радиослушатели, электрический самовар отдаёт резиновой женщиной, понимаете, потому что, ну, как-то это всё неестественно. Настоящий самовар он должен быть на углях или на дровах, от него должен идти приятный дымный аромат, он должен трещать, шипеть, в общем, показывать какое-то действие. Иначе он превращается в какой-то обычный электрический чайник.
И в своё время, уже 15 лет назад, в 2004 году, когда я уже всерьёз и профессионально занялся продвижением чая на российский гастрономический рынок, я начал искать устройство, которые было бы по своему функционалу схожим с самоваром. Потому что, кроме того, как готовиться кипяток, самовар выполнял ещё важную организующую функцию за столом. То есть люди садились пить чай за самовар. Это было украшение стола, это был некий предмет, который символизировал гостеприимство, радушие, гастрономичность, и в зависимости от размеров или убранства этого самовара можно было судить о достатке той или иной семьи.
Но с тех пор, как мы переселились из частных усадеб в частные, но значительно более узкие и менее комфортные квартиры, возможность готовить кипяток на открытом огне у нас исчезла. Если ещё в начале XX века в Москве можно было найти дома, где были дымоходы, в которые можно было вставить трубу от самовара и, в общем, пренебрегая некоторыми пожарными техниками, готовить самовар на дровах в доме, то сейчас такой возможности нет. Видимо, отсюда и пошла вот эта мода на электрические самовары. Но желание сохранить вот это действо, этот уют, вот этот перформанс, который давал чаепитию самовар, эта идея меня не покидала. И как-то бродя по чайным улицам Тайбэя на Тайване, я обратил внимание на устройство, которое мы сейчас можем видеть в студии. Суперпозиционный сифон, который на тот момент был ничем иным, как кофеваркой, которую ещё в конце XVIII – начале XIX века придумала француженка мадам Васье, и он назывался французским баллоном и использовался для приготовления кофе. И самое интересное, что родоначальник вот этого сифона – к нижней колбе был приделан краник, то есть он совсем был похож на классический самовар.
Полностью слушайте в аудиоверсии.