От трёх до пяти У отечественного кораблестроения – много уникальных проектов и рекордов

7 февраля 2019, 16:08

Персоны

Славные страницы отечественного кораблестроения.

Гость – военный эксперт Михаил Ходарёнок.

В студии – Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский.

ХОДАРЕНОК: Меня тут как-то на днях спросил один зарубежный обозреватель: "А что, это правда, что беспилотный подводный аппарат "Посейдон" развивает скорость под водой 200 узлов и погружается на глубину 1 километр? Это не является ли каким-то очевидным преувеличением или каким-то шапкозакидательством?"

САТАНОВСКИЙ: Ох, как они любят, на самом деле, провокационные вопросы прям задавать, шпиёны эти все!

ХОДАРЕНОК: Что я ответил этому уважаемому товарищу? Как говорится, обратимся к первоисточникам и славным страницам нашего подводного кораблестроения. Если вспомнить такой проект – к сожалению, тень печали все-таки лежит на нем, потому что подводная лодка эта погибла, все-таки, но тем не менее: проект 685 "Плавник", лодка К-278 "Комсомолец", которая погибла 7 апреля 1989 года, если память мне не изменяет. Ну, так еще в 1985 году эта лодка погружалась на глубину более 1000 метров – 1027, если быть точнее. То есть уже в 1985 году, а строилась она, естественно, раньше, то есть более 30 лет назад такие глубины погружения были вполне достижимы для подводных лодок советского военно-морского флота. Это – первый момент. То есть по глубине 1 километр, если 30 лет назад это делали, то сделать сейчас, наверное, все-таки, большой трудности не составляет.

Второй момент: по скорости. А вот 200 узлов – это достижимая скорость или нет, это 370 км/час, практически, под водой. Опять-таки, обратимся к истории: еще во второй половине 70-х годов на вооружение советского военно-морского флота была принята ракета-торпеда "Шквал". Ракета-торпеда "Шквал" как раз и развивает под водой скорость 200 узлов. И, опять-таки – это вторая половина 70-х годов. Слава Богу, сколько уже лет прошло? Больше 40. То есть если раньше делали, то почему бы и не сделать сейчас?

Потом у нас были и лодки совершенно выдающихся проектов, которые развивали очень большую скорость. Ну, для начала следует немножко отклониться в сторону и сказать, что ракета-торпеда "Шквал" идет в так называемой каверне, в паро-водяном пузыре, и поэтому развивает такую скорость, поскольку сопротивление воды снижается. Это, вероятно, объясняется более заумными научно-техническими терминами, но мы для простоты скажем так. И в то же время у нас в "золотое десятилетие" строительства нашего подводного флота были лодки тоже уникальных проектов – например, лодка 661 проекта К-162, ее иногда называли "Золотой рыбкой", которая развивала скорость под водой 44,7 узла. Этот рекорд, кстати, до сих пор не побит, а был установлен-то 40 с лишним лет назад.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

От трёх до пяти. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация