Авторские материалы Ирина Муравьёва – народная артистка и по званию, и по сути
70 лет исполняется Ирине Муравьевой – всенародно любимой актрисе, которую каждый помнит по популярным фильмам, таким как "Карнавал" и "Москва слезам не верит". О ее жизни и лучших ролях рассказывает кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.
Трудно сказать, счастливой ли оказалась профессиональная судьба Ирины Муравьевой – актрисы большого и яркого таланта. С одной стороны, к ней навсегда "прилепились" всего 3 – 4 роли, без которых о ней не вспоминают и не говорят, и иногда кажется, что ее дарование не было использовано на "полную мощность". С другой – ее имя и лицо знает каждый, она действительно народная, не только по званию, но по сути; да что там, и голос узнают моментально – недаром Муравьева работала на радио и озвучивала мультфильмы, в частности, незабвенного "Пса в сапогах".
Москвичка, дитя любви военного офицера и девушки из Белоруссии, угнанной немцами на принудительные работы в Германию, Муравьева с юности мечтала стать актрисой, но ей катастрофически не везло: ни один театральный ее не брал, и в итоге она закончила ГИТИС заочно. В 1981 году она будто вернула сама себе реплику по поводу собственной профессиональной биографии – сыграла в "Карнавале" у Татьяны Лиозновой наивную и предприимчивую провинциалку, тщетно мечтающую об актерской карьере. Знаменательно, что финал фильма был двойственным – оставалось неясным, осуществилась бы мечта. Одной этой картины хватило бы для славы: песня "Позвони мне, позвони" пошла в народ. Парадоксальным образом, пела ее за кадром Жанна Рождественская, несмотря на то, что Муравьева сама прекрасно умела петь и неоднократно это доказывала. Но нет, это не был сиюминутный успех молодой звезды.
Начав с яркой роли в чинном "Чисто английском убийстве", Муравьева закрепила за собой репутацию актрисы характерной, но вместе с тем особенным образом обаятельной, влюблявшей в себя зрителей. Народная "Дуэнья" и участие в оскароносной мелодраме "Москва слезам не верит" уже создали Муравьевой крепкую репутацию, а работами в тончайшей "Охоте на лис" Вадима Абдрашитова и драме той же Лиозновой "Мы, нижеподписавшиеся" она заставила оценить в себе серьезную и неординарную актрису.
Апофеозом ее славы, однако, стала мелодрама середины 1980-х "Самая обаятельная и привлекательная", название которой звучало как лучшая из возможных характеристик не только героини, инженера Нади Клюевой, но и самой Муравьевой. На экране она была, казалось бы, простой советской женщиной, но с каким-то маленьким секретом, загадкой, даже чудом. После перестройки она много снималась, но ролей такого масштаба, как в СССР, не досталось; среди лучших из последнего – мать Шаламова в "Завещании Ленина". И, конечно, череда блестящих ролей – очень разных по диапазону – в театрах: сначала Центральном детском, потом – Моссовета, а теперь – Малом, где Ирина Вадимовна играет и сейчас, неизменно собирая полные залы.