От трёх до пяти Залог развития науки – умение учиться
Персоны
О науке и аспектах ее развития и практического применения Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский в эфире "Вестей ФМ" беседуют с академиком Европейской академии наук, иностранным членом Российской академии архитектуры и строительных наук и Российской инженерной академии, заведующим кафедрой ЮНЕСКО Green Chemistry Олегом Фиговским.
ФИГОВСКИЙ: Вот, например, данные за 30 лет, как Израиль изменился. Это очень интересно.
САТАНОВСКИЙ: Как раз те самые 30 лет, которые вот Советского Союза и нет.
ФИГОВСКИЙ: Да-да. За эти 30 лет валютный продукт в миллиардах долларах увеличился на 707%, то есть больше, чем в 7 раз. Валютный резерв увеличился на 2775%, представляешь, какое громадное число?! Общий экспорт в миллиардах долларах увеличился на 970%. Ну, у нас, как ты хорошо заешь, не очень хорошо с водой, поэтому мы занялись опреснением, если в 1988 году было только 3% воды опресненной, то теперь 50, увеличение в 1567%.
САТАНОВСКИЙ: Ну, да была проблема с водой, решили проблему с водой.
ФИГОВСКИЙ: Да. И со студентами как-то очень странно: за 30 лет их количество увеличилось на 339%. Ты ж понимаешь, что студенты нужны, потому что кто же будет делать технику.
САТАНОВСКИЙ: Я только не понимаю, как вам без Чубайса это удалось, без Сколкова, без "Роснано", без ЕГ?
ФИГОВСКИЙ: Это не так просто и не так тяжело, потому что прежде всего занялись обучением, и у нас довольно много учится студентов на технические специальности, к которым я, естественно, отношу и компьютеры, и все остальное. Вот мне, например, очень нравится, как мы воспитываем военных специалистов. У нас нет военных училищ и военных академий нет, но есть вузы, и во многих вузах есть потоки очень небольшие, которые готовят специалистов исключительно для армии. Это специальная программа. Ты ж понимаешь, что армия заказывает то, что ей надо и получает то, что ей надо. Естественно, конкурс на такие отделения очень большой, и учиться там все хотят, то есть – это технические специальности. Это невоенные юристы, невоенные медики, хотя такие тоже есть, их тоже специально учат.
САТАНОВСКИЙ: Да у меня племянница – оперирующий хирург как раз по военной программе.
ФИГОВСКИЙ: Но меня больше всего волнует технические науки, потому что именно с этим очень плохо пока в России. Пока.
САТАНОВСКИЙ: Я бы сказал уже… Потому что когда ж было, ты-то помнишь эти времена очень даже хорошо!
ФИГОВСКИЙ: Я очень хорошо эти времена помню, и, кроме того, какое это было отношение. Ну, я вот был такой человек странный, у которого было очень много идей, не только изобретений, но и вообще – идей! 60-70 лет тому назад я мог прийти в любой институт, к любому ученому просто так и сказать: "А мне вот это интересно, давайте это проверим!" Я никаких денег не платил.
Полностью слушайте в аудиоверсии.