Картинка

Авторские материалы Ту-144 и Concorde: история сверхзвуковой пассажирской авиации

12 февраля 2019, 22:10

Персоны

Президент Владимир Путин предложил вернуться к сверхзвуковому пассажирскому авиасообщению. Об этом он заявил в Казани на встрече с представителями общественности. Речь идет о создании нового отечественного сверхзвукового самолета. Президент также поддержал идею организации в Казани интерактивного музея внутри сохранившегося лайнера Ту-144. Это – первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет, созданный еще в советские времена.

Ту-144, в котором планируется устроить музей, находился на хранении в Казанском авиационном институте. Этот самолет был создан в свое время для летных испытаний. Но несколько подобных лайнеров совершали во времена СССР регулярные рейсы. Об истории пассажирских сверхзвуковых самолетов напомнит обозреватель "Вестей ФМ" Борис Бейлин.

Планы использования реактивных сверхзвуковых самолетов в гражданской авиации появились еще в 50-х годах. Возникло даже своеобразное соревнование в этой области. С одной стороны, был Советский Союз, с другой – Франция и Великобритания. Два проекта. Наш Ту-144 и франко-британский Concorde.

Первым в воздух поднялся лайнер, разработанный конструкторским бюро Туполева – 31 декабря 1968 года. Его западный аналог – Concorde – полетел чуть позже, в марте 1969-го. Но сложность конструкции требовала новых и новых испытаний. Поэтому в эксплуатацию Ту-144 ввели только в конце 1975 года. Причем тогда он перевозил только грузы. Регулярные пассажирские перевозки на Concorde начались в 1976.

Реактивный Ту-144 имел особенность. Носовая часть фюзеляжа отклонялась при взлёте и посадке. В это время самолет становился похож на птицу с опушенным клювом. Еще до ввода в эксплуатацию один из первых вариантов Ту-144 потерпел катастрофу – в 1973 году во Франции, на авиасалоне в Ле Бурже. Считается, что лайнер совершил слишком резкий маневр, уходя от столкновения с французским истребителем, который поднялся в воздух, чтобы сфотографировать советский самолет во время полета.

В своей первый пассажирский рейс Ту-144 отправился в ноябре 1977 года – как раз к 60-летию Октябрьской революции. Планировалось, что со временем сверхзвуковой самолет свяжет Советский Союз со многими странами. В фильме "Мимино" того же времени стюардесса Лариса Ивановна летала как раз на Ту-144 по маршруту Москва-Дели (это по сценарию). Но в реальности регулярные перевозки осуществлялись до лета 1978 из Москвы в Алма-Ату и обратно. 3 тысячи километров – в один конец. Раз в неделю. Его пилотировали летчики-испытатели бюро Туполева.

Полет проходил на высоте в 16 тысяч метров, со скоростью 2 тысячи километров в час. То есть Ту-144 летел в 2 с лишним раза быстрее дозвуковых самолетов. И в 2 раза выше. Пассажиров перевозили только 2 самолета. А всего их было построено 16. Ту-144 успел выполнить 55 рейсов.

Пассажирские рейсы были прекращены после аварийной посадки опытного экземпляра Ту-144 в мае 1978 года под Егорьевском. Отказ от пассажирских рейсов был также связан с маленьким ресурсом двигателей – всего 500 часов. Нужны были новые силовые установки. Самолет съедал много топлива. У него не было резерва горючего.

Впрочем, Ту-144 в 70-х и 80-х годах продолжал перевозить грузы. В том числе из Москвы в Хабаровск. Это были редкие полеты. После смерти генсека Брежнева все работы над самолетом прекратились. Последний раз Ту-144 поднялся в воздух 20 лет назад.

Реактивный сверхзвуковой самолет оказался нерентабельным в условиях плановой экономики. А на Западе авиакомпании могли устанавливать любые цены на перевозки. Concorde стал самолетом для богатых. Было построено 20 таких самолетов. Concorde перевозил пассажиров четверть века. Он брал на борт около 100 человек. Основными маршрутами стали Лондон – Нью-Йорк и Париж – Нью-Йорк. Билет туда-обратно стоил 10 тысяч долларов. Проект начали сворачивать после катастрофы в парижском аэропорту летом 2000 года. При взлете Concorde задел оказавшуюся на полосе металлическую деталь, отлетевшую от другого самолета. После этой катастрофы неполадки были обнаружены и на других машинах. Последний полет Concorde совершил в 2003 году.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация