От трёх до пяти Христиане в Израиле сильно вестернизированы
Персоны
Как в Израиле обстоят дела с христианами.
Гость – историк, этнограф Владимир Чернин.
В студии – Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский.
ЧЕРНИН: Христиане являются вторым по величине меньшинством в Израиле. Они, конечно, в численности очень сильно уступают мусульманам. В целом, христиане сейчас составляют 2 процента населения государства Израиль. Я говорю не про палестинские территории, а именно про государство Израиль. Причем этот процент сильно упал за последние десятилетия не вследствие того, что христиане выезжают – христианская община Израиля единственная или одна из немногих христианских общин, которая продолжает увеличиваться на Ближнем Востоке в абсолютном смысле. Но у христиан – гораздо ниже рождаемость, чем у евреев и чем у мусульман. Среди христиан по-прежнему довольно высоки тенденции к эмиграции в страны Запада. Они гораздо более образованны – не только, чем мусульмане, но и, например, восточные евреи. Они еврейским евреям уступают по уровню образования, но восточных евреев превосходят.
В этих условиях они сильно "вестернизированы", как бы я сказал.
САТАНОВСКИЙ: Я правильно понимаю, что школы хорошие христиано-арабские?
ЧЕРНИН: Не совсем так! Дело в том, что в государстве Израиль не существует на сегодняшний день христианских школ, как отдельного христианского направления – существуют еврейские школы и арабские школы. То есть школы с преподаванием на арабском языке. Соответственно, теоретически, арабы – христиане должны учиться в обычных арабских школах.
КОРНЕЕВСКИЙ: А вот у меня вопрос по поводу арабских школ, преподавания на арабском языке: а на что рассчитывают люди, которые отдают туда своих детей? На что они ориентируются? Они ориентируются на эмиграцию в арабские страны? Как они будут устраиваться дальше?
ЧЕРНИН: Нет, почему?
КОРНЕЕВСКИЙ: А смысл преподавать? Почему они не хотят учить еврейский язык?
ЧЕРНИН: Нет, они учат еврейский язык!
САТАНОВСКИЙ: Сектор такой – арабские школы!
ЧЕРНИН: Израиль гарантирует права национальных языковых религиозных меньшинств. Надо обратить внимание – арабоязычные евреи не считаются меньшинством и своих детей в арабские школы не отдают. В арабских школах учатся мусульмане, христиане и друзы.
САТАНОВСКИЙ: Черкесы?
ЧЕРНИН: Черкесы сейчас отказались. Было время, когда черкесы учились на арабском языке, но черкесы ожесточенно этому сопротивлялись, и теперь у них свои черкесские школы в двух селах – Фаркам и Рейхани. Поскольку очень многие черкесы служат в израильской армии и общаются с евреями больше, чем с арабами, они внеклассную работу ведут по-черкесски, черкесский язык, литературу – по российским учебникам с Кавказа, а основные предметы они изучают на иврите.
КОРНЕЕВСКИЙ: Почему я этот вопрос задал? Дело в том, что вы рассказывали на нашей прошлой встрече по поводу требований по работе, ну, например, для водителя автобуса: вы всегда говорили, что он должен знать иврит, и ни разу не прозвучало, что кто-то должен знать арабский язык. Получается, не зная иврита, ты никуда особо не устроишься? Тогда смысл? Это как у нас, в России, ты на японском будешь учиться!
ЧЕРНИН: Ситуация выглядит следующим образом: люди хотят сохранить свою идентичность. Если мы говорим о христианах, то, будучи дважды меньшинством, меньшинством религиозным среди арабоязычного населения и меньшинством не евреями в еврейском государстве, родители просто боятся, что их девочки выйдут замуж за еврея или за мусульманина и перейдут в другое вероисповедание. Им важно сохранить свою идентичность!
Полностью слушайте в аудиоверсии.