От трёх до пяти Николаем II управляла супруга

7 марта 2019, 15:08

Персоны

Роль женщины в истории России. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии "Вестей ФМ" – историк Андрей Светенко.

СВЕТЕНКО: Вот я вам сейчас зачитаю письмо одной женщины, которое она написала в этот день в 1917 году: " В Думе все дураки, в ставке сплошь идиоты, в Синоде одни животные, министры – мерзавцы, дипломатов наших надо перевешать. Разгони всех. Прошу тебя, дружок, сделай это поскорее".

САТАНОВСКИЙ: А как она могла так про Синод написать?

КОРНЕЕВСКИЙ: Давайте сначала узнаем, кто это?

СВЕТЕНКО: Александра Федоровна – императрица, супруга Николая II. "Закрой Думу прежде, чем тебе будут предъявлены их запросы. Газеты всем недовольны, черт бы их побрал. Все они должны научиться дрожать перед тобой. Когда же ты наконец хватишь рукой по столу и накричишь?! Покажи им, что ты – хозяин, тебя должны бояться. Ты – владыка в России. Помни, мы – не конституционное государство, слава богу, будь львом в борьбе с кучкой негодяев и республиканцев, будь Петром Великим, Иваном Грозным, Павлом I, сокруши их всех". Меня как историка здесь заинтересовал только вот этот портретный ряд предшественников, в котором есть Павел, который сокрушал, да, но оказался сокрушимым! В этом смысле Николай II ближе всего как раз к Павлу I, хотя и Иван Грозный тоже, в общем-то, судя по последствиям печальным для страны – и смуты, и разброд, и шатание – мало чего достиг. Вот Петр Великий, ну, да – такой вот образец непререкаемый, да.

САТАНОВСКИЙ: Этот разогнал!

СВЕТЕНКО: Подпись: "Твое старенькое Солнышко". Это к тому, что мы уже выясняли недавно в нашем разговоре, что Николай II какой-то подкаблучник получается, зависел, значит, от интересов семьи и не проявлял какую-то осмотрительность, и даже, отказываясь от престола... "Подумай о нас" – это из другого письма, "что с нами будет, Александра Федоровна?".

САТАНОВСКИЙ: Ну, что? Расстреляли.

КОРНЕЕВСКИЙ: Она как чувствовала, да?

СВЕТЕНКО: Кстати говоря, что он делал? Он в это время ехал из Петрограда в Могилев в ставку. И вот в своем дневнике, который он вел ежедневно, он написал: "Проследовал из Смоленска в Могилев. Было холодно, ясно и ветрено. Читал все свободное время французскую книгу о завоевании Галии Юлием Цезарем".

САТАНОВСКИЙ: То есть правильными вещами занимался.

СВЕТЕНКО: Правильными вещами занимался, но в таком как-то как будто его не казалось, как будто не от него это зависело.

САТАНОВСКИЙ: А это было когда?

СВЕТЕНКО: Это было вот в эти дни в 1917 году.

САТАНОВСКИЙ: Уже в 1917?

СВЕТЕНКО: Да, конечно, а как вы думаете? Вот тут-то разговор у нас должен был перейти на все вот эти пружинки, ниточки и прочие механизмы, которые в этой ситуации... Вот что это? Совершенно стихийная и непредсказуемая ситуация? Ведь общеизвестно, что волнения в Петрограде начались в результате того, что перебои с хлебом. Хлеб в стране был. Это был не голод, который в советские времена или там в смутное время. Логистика страдала, просто снабжение само по себе: и эшелоны фронту были нужны, и эшелоны для хлеба. "Паровозный кризис"- это называлось.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

От трёх до пяти. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация