От трёх до пяти Нетаньяху выгоден России
Персоны
Политика Израиля. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии "Вестей ФМ" – профессор, политолог, историк Алек Эпштейн.
ЭПШТЕЙН: Вот часто в России спрашивают: "Ну что там нам израильские выборы? Они там, где-то далеко! Нам-то что?"
Вы понимаете, когда мы вспоминаем 9 мая, последнее, что было, то у стен Кремля звучали государственные гимны двух стран – Российской Федерации и славянской Сербии. Но звучал государственный гимн еще и третьей страны (четвертой не было) – государства Израиль. Потому что единственный глава неславянского государства, который прилетел в Москву 9 мая, участвовал в акции "Бессмертный полк", участвовал в мемориальных мероприятиях и стоял рядом с президентами России и Сербии, был глава государства Израиль, премьер-министр Биньямин Нетаньяху.
Вы справедливо говорите, что вот он только что прилетал и встречался, как обычно, с Путиным. Но надо только сказать, что за 10 лет, как он вернулся на пост премьер-министра, и дальше – три каденции подряд, его второй, третий и четвертый срок – это была его 14-я поездка в Москву и 14-я встреча с президентом России!
Я не ошибусь, если скажу, что из руководителей стран не постсоветского пространства с такой периодичностью в Кремле не бывает никто!
САТАНОВСКИЙ: А вопрос: а он вообще с кем-нибудь еще так встречается? По-моему, тоже нет!
ЭПШТЕЙН: Понятно, что для него встреча с президентом США тоже имеет большое значение, с другими – меньше. Но, знаете, Биньямин Нетаньяху с внешней политикой так, как не было ни у кого из всех его предшественников. И дело не только в его государственных визитах, которые он совершал в Индию, в Китай. Мы все время говорим: "Россия – Америка! Россия – Америка!", – мир не ограничивается Россией и Америкой! И даже Евросоюзом!
САТАНОВСКИЙ: Как ни странно!
ЭПШТЕЙН: И вот эти претензии, как вы их называете, "заклятых друзей" на гегемонию, нужно понимать, что есть рядышком две страны, население каждой из которых более чем 1 миллиард человек. Китайская экономика уже, как минимум, сравнялась с американской экономикой. Вопрос: как считать, по валютам и какой там курс юаня? Да, выстраивание отношение со странами не иудеохристианской цивилизации, как Индия и Китай, – в этом вклад Биньямина Нетаньяху, конечно, огромен.
Теперь: почему мне кажется, что для России так важны израильские выборы? Вот именно поэтому! Потому что ни один другой израильский руководитель за все время существования государства не придавал такое значение отношениям с России, выстраиванию конструктивных отношений с российским руководством, как Биньямин Нетаньяху! Никогда такого не было! Я боюсь, что если мы Нетаньяху, паче чаяния, потеряем на посту главы правительства, то никогда такого и не будет! Потому что те, кто пытается бросить ему вызов, не говоря уже о том, что из руководителей оппозиционного ему сейчас нового блока "бело-голубых", никто из его руководителей не имеет никакого внешнеполитического опыта... Да, в первой пятерке людей – глава федерации профсоюзов, бывший неудачный министр финансов, бывший, очень толковый, министр обороны и двое начальников Генерального штаба – их отличает всех ровно то, что никакого внешнеполитического опыта у них нет! Никаких выстроенных отношений ни в Белом доме в Вашингтоне, ни в Белом доме или в администрации президента в Москве у них тоже нет!
И поэтому, да, я понимаю, после всего, обжегшись на молоке, мы всегда дуем на воду, и надо сказать, что Россия (мы сидим в студии российской радиостанции), разумеется, не вмешивается ни в какие израильские выборы. В каком-то смысле это даже жаль, потому что я думаю, что для российского руководства есть очевидные и разумные соображения, и для российского общества, в целом, чтобы Нетаньяху остался премьер-министром Израиля.
Полностью слушайте в аудиоверсии.