От трёх до пяти Арктика – арена глобальной конкуренции
Персоны
Час милитариста: освоение Арктики. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии "Вестей ФМ" – военный эксперт Михаил Ходаренок.
ХОДАРЕНОК: Сейчас вообще Арктика приобретает с каждым годом все более и более важное значение – борьба за контроль над Арктическим регионом со стороны очень многих стран, граничащих с Северным Ледовитым океаном, я имею в виду Соединенные Штаты, Канаду, Норвегию, Данию, но и другие страны там заявляют о своих интересах, например, Китай, и, в общем-то, полярные исследования перешли из сферы науки в сферу экономики, что привело в настоящее время к ожесточенному политическому спору между государствами, граничащими с Арктикой. Тут возникает, за что сражаемся, за что боремся? Первое, конечно, это борьба за ресурсы и коммуникации. Потому что в Арктическом регионе может находиться до четверти потенциальных запасов нефти и газа, то есть это богатейший край. Выявлено уже 20 крупных месторождений. Цена территориальных споров огромная, просто огромная, и все предъявляют претензии.
И другой важнейший ресурс – это транспортные коммуникации. Мы о таких геополитических вопросах обязательно должны сказать, потому что, когда мы начнем говорить о "Клевере арктическом" и "Трилистнике", спрашивают: "А зачем, почему?" А вот зачем, почему, потому что вот именно в этом все заключается. Все-таки ледяной покров тает, 12% за десятилетие, и трасса Северного морского пути становится все более и более доступной для коммерческого судоходства. И президент Путин поставил задачу: довести грузооборот в 2024 году уже до 80 миллионов тонн, если мне не изменяет память. Опять, если суда проводить по Северному морскому пути, то это намного короче. Если через Суэцкий канал идти, например, то это на 2,4 мили длиннее получается, а если вокруг Африки, то это еще 4 тысячи мили, а вот Северный морской путь – это самый короткий путь из Китая, например, в Европу и из Японии в Европу.
Но у нас опять-таки многие вопросы в правом отношении, в отношении Северного морского пути, Арктических регионов не урегулированы. И хотя Конвенция по морскому праву 1982 года нам – России – позволяет в определенной степени регулировать судоходство по Северному морскому пути, ну и надо держаться этого изо всех сил, потому что многие уже говорят, что надо лишить Россию вот этого монопольного права на Северный морской путь, это должна быть международная трасса. А для нас она имеет важнейшее оборонное значение. В общем, Арктика – арена глобальной конкуренции. Если кто будет задавать такие вопросы типа: может, нам это не надо, может, мы там слишком горячимся, осваивая? Но опять-таки, ну если мы все побросали в 90-е годы и в начале 2000-х, то пора каким-то образом возвращаться туда.
Возникает вопрос: каким образом туда возвращаться? И вот, наверное, та база, она называется "Темп" на острове Котельном, на котором я был, она, наверное, дает самый яркий однозначный ответ, каким образом надо возвращаться в Арктику. Потом что идут дебаты, многие люди что-то обсуждают, и вот "Арктический форум" опять предстоит в первой декаде апреля в Санкт-Петербурге. Если говорить о форумах, то у нас вообще такое впечатление складывается, что, наверное, каждую неделю какой-нибудь форум, особенно это экономических касается. И там обсуждают, обсуждают что-то...
КОРНЕЕВСКИЙ: Ну а в итоге, что в Арктике?
ХОДАРЕНОК: Лет 10 говорят, что нужен порыв, но так никуда и не прорывались!
Полностью слушайте в аудиоверсии.