Курс недели «Мы обрушаем рубль собственными силами»
Персоны
Carry trade: что это такое?
Что происходит в рублём?
В студии «Вестей ФМ» – Павел Анисимов и Константин Корищенко, доктор экономических наук, профессор, завкафедрой факультета финансового и банковского дела РАНХиГС.
АНИСИМОВ: Рубль не стал заложником настроений иностранных инвесторов, но вот что вкладывается в понимание «внешнее управление»?
КОРИЩЕНКО: Да нет! Сейчас, во-первых, и доля внешних инвесторов на рынке госбумаг меньше, чем была в пике: сейчас – 26 с чем-то, две или три десятых, а была около 30, и участие их в аукционах, конечно, велико, но тоже не доминирующее. Да и, собственно, понимаете, уже убедились иностранцы в том, что они не могут, да и не в их интересах, обрушать рынок госдолга. А рубль обрушаем, скорее, мы своими собственными силами, когда мы реагируем, во-первых, на внешние санкции, а, во-вторых, когда мы следуем в фарватере политики экспортеров, которые говорят: «Ну, что вы! Что вы! Наш важный для страны бизнес в условиях такого крепкого рубля не очень эффективен. Давайте-ка мы рубль на рубль, два, три, четыре, пять понизим! Тогда мы будем лучше продавать нашу экспортную продукцию!».
АНИСИМОВ: И, наверное, не на стороне рубля интервенции Минфина, которые скупают валюту?
КОРИЩЕНКО: Да! Но это как раз, наверное, где-то примерно равно, если не меньше, тому спекулятивному притоку, который идет от внешнего мира, плюс той сумме, которую экспортеры должны собрать в рублях, чтобы заплатить налоги!
АНИСИМОВ: По поводу укрепления рубля: сказывается, оно помогает даже россиянам увеличить накопления в валюте – за два месяца этого года валютные вклады увеличились более чем на 4,5 процента или на 4 миллиарда рублей. И вот рост валютных депозитов может быть связан с укреплением рубля, как бы это парадоксально ни звучало на первый взгляд! Но эксперты объясняют, что снижение стоимости иностранных валют дает возможность желающим сбалансировать свой портфель сбережений. Скорее всего, вкладываются те, у кого высокий уровень финансовой грамотности. Про финансовую грамотность мы еще поговорим.
Вот этот парадокс – понятно, падают ставки по рублевым депозитам, несколько банков уже объявило об этом, вслед за ними, возможно, снижаются ставки и по валютным вкладам, но все больше и больше россиян именно валюту кладут на счет!
КОРИЩЕНКО: Ну, нет! Я думаю, что здесь, скорее, ситуация такая, но объясняется она по-иному. На протяжении почти всего 2018 года рубль ослаблялся. Те, кто помнит: в начале 2018 года рубль где-то был в районе 56-57, а к концу года он достигал даже 70 – и перед новым годом, и в другие периоды. И только, начиная с 2019 года, он начал медленно-медленно укрепляться, но очень медленно! Так вот, вот этот, если хотите, испуг, вот этот очередной девальвационный шок, который в 2018 году возник (а, извините, с 56 и почти до 70 – это порядка 20-25 процентов девальвации), это много!
Полностью слушайте в аудиоверсии.