Курс недели “Ипотечные каникулы” должны стать обязанностью, а не правом
Персоны
Об "ипотечных каникулах", кредитах, МФО и коллекторах. Гость “Курса недели” – руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута.
АНИСИМОВ: Очень удачно пришел к нам гость, поскольку сегодня была важная, я думаю, знаковая встреча – руководитель Банка России Эльвира Сахипзадовна Набиуллина встречалась с президентом Владимиром Путиным. Обсуждали разные стороны – и ипотечные ставки, и ипотечные кредиты, и ипотечные каникулы. Ну и второй – достаточно большой – блок был посвящен нелегальным кредиторам, которые порождают нелегальных коллекторов, как выяснилось, и вот как с ними будут бороться, какие меры предпринимает Центробанк не только в борьбе с "черными кредиторами", но и для того, чтобы наши займы, ипотечные в том числе, становились более доступными, – эти темы мы будем обсуждать с Михаилом Валерьевичем.
Михаил Валерьевич, сегодня была встреча Эльвиры Набиуллиной с Владимиром Владимировичем, на которой одним из главных тезисов стало то, что Банк России рассчитывает как минимум на стабилизацию ставок по ипотеке после недавнего роста. В том числе Эльвира Набиуллина говорила о том, что будет расширяться поддержка ипотечного кредитования и молодых семей. И еще появится важный инструмент, над которым сейчас ЦБ работает (нужны, правда, изменения в законодательстве), – это "ипотечные каникулы", чтобы многие люди, которые сейчас сомневаются, брать или не брать кредит, поскольку это длинная история – 10 – 20 лет, чтобы были более уверены в том, что если какой-то форс-мажор, они могли бы взять временную паузу и пока не платить по этому кредиту, наладить свою работу, здоровье и так далее, а дальше уже спокойно выплачивать банку то, что они должны за квартиру. Шестимесячные "каникулы" – однократно будет предоставляться такая возможность, сказала Эльвира Сахипзадовна. В ближайшее время Госдума уже по поручению президента рассмотрит закон об "ипотечных каникулах", поскольку он буквально на днях был внесен в Госдуму.
Вопрос в следующем: банки и раньше могли давать заемщику некоторые послабления – реструктуризация, переоценка процентных ставок, в некоторых случаях шли на то, чтобы дать какую-то отсрочку. В чем отличие "ипотечных каникул"?
МАМУТА: Действительно, ипотека (раз уж мы с вами начали как с "горячей" темы) – продукт чрезвычайно нужный, востребованный, причем очень разными категориями людей – и молодыми, и в расцвете сил. При этом, как любой долгосрочный кредит, его использование связано с определенными неизвестностями, с которыми может столкнуться человек в период жизни этого кредита. Ипотека действительно становится все доступнее, объемы ее выдачи растут – и это очень хорошо, потому что это упрощает людям возможность улучшить жилищные условия. Но мы должны быть уверены в том, что в течение срока использования ипотечного кредита человек также гарантированно защищен от наступления каких-либо неблагоприятных событий в жизни. И как раз идея "ипотечных каникул", которую мы предложили некоторое время назад, заключается в том, чтобы дать гарантии такой защиты.
Вы, по сути, озвучили все базовые параметры того законопроекта, который был внесен на прошлой неделе в Госдуму. Вы абсолютно правы в том, что практика подобная существует и сейчас, то есть, скажем так, банки, которые относятся к клиенту уважительно, для которых ипотека – это продукт "стратегический", в большинстве случаев идут навстречу. Но все-таки это пока остается правом, а не обязанностью, и бывает, что одна маленькая ложка дегтя портит большую бочку меда, как хорошо известно.
Полностью слушайте в аудиоверсии.