От трёх до пяти «Главное, чтобы у раба возникла потребность выйти из рабства»

16 апреля 2019, 15:08

Персоны

Праздник Песах. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии «Вестей ФМ» – раввин Довид Карпов.

КАРПОВ: Вот, я принес мацу немножко необычной формы – круглую. На самом деле, так она выглядит в оригинале. И, когда мы сядем за пасхальный стол (это будет 19 апреля, в пятницу вечером) за первый пасхальный седер, мы возьмем вот такую же мацу в руки и провозгласим: вот тот самый хлеб (или пища, скудная пища бедняков, пища рабов), который ели наши предки 3300 лет назад! Но, подчеркиваем, это та же самая маца! Как такое может быть?! Понятно, что я знаю, где испекли эту мацу – я сам участвовал в ее выпечке (есть такая традиция самому в этом участвовать). Имеется в виду, что эта маца несет в себе те же самые смыслы и те же самые символы, то же духовное наполнение, как и та маца, которая была 3 тысячи лет назад. Я ощущаю себя наследником и потомком того первого поколения евреев, которые вышли из Египта.

САТАНОВСКИЙ: Надо сказать, что, с точки зрения, что называется, кулинарной технологически ничего более простого придумать нельзя из муки!

КАРПОВ: Это да! Просто мука и вода. Даже соль запрещено туда добавлять.

САТАНОВСКИЙ: Не кулич!

КАРПОВ: Я потом могу рассказать, как довольно интересно и по-своему красиво выпекают мацу.

Но я бы хотел, прежде всего, подвести к одной, как мне кажется, очень важной мысли. Дело в том, что я знаю, что когда я выступаю на "Вестях", то всегда находятся люди, которые спрашивают: а какого ляда здесь делает раввин и почему он нам рассказывает про иудейские праздники?! Во-первых, как мы знаем, есть христианская Пасха, потому что это тот корень, откуда выросли все три авраамические религии – и христианство, и иудаизм, и ислам. Но дело не только в этом! Дело в том, что уроки Песах – они приложимы ко всем, приложимы к истории России. До этого была рубоика Андрея Светенко, который вспоминал о первых трудовых лагерях. И как раз он увязал это с сегодняшней датой, а я перевел это на еврейскую дату – это был как раз канун Песах в 1919 году! Собственно говоря, что такое был Египет для нас – это был один большой трудовой лагерь с трудовой повинностью, из которого, когда мы говорим, что «вышли из египетского рабства», «египетское рабство» – это фигура речи, это не совсем рабство в обычном смысле этого слова – это была трудовая повинность. То есть, по сути, мы можем тоже, уже как граждане России, вспомнить похожий Египет, который был 100 лет назад! Это как пример.

Но мне кажется, важнее другая идея: дело в том, что выйти из рабства, как бы ни толковали это и в прямом и в переносном смысле, это, на самом деле, казалось бы, по большому счету, вещь невозможная! Раб – на то он и раб, что подчиняется чужой воле! Но главное, на самом деле, не в этом! Главное, чтобы у раба возникла потребность выйти из рабства.

От трёх до пяти. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация