От трёх до пяти «На духовности и богословии в космос не полетишь»
Персоны
О развитии технологий в России и о том, как в этой сфере обстоят дела в других странах, Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский беседуют с профессором Олегом Фиговским.
ФИГОВСКИЙ: Вот на примере того, что происходит в космосе, по-моему, все ясно, мне даже не надо говорить, какой там творится бардак, это все сказало руководство страны. Мне уже не надо на эту тему говорить, правильно?
САТАНОВСКИЙ: Ну-у, там сказали. При этом очень интересно, а как это исправить, вот здесь что-то возможно, с твоей точки зрения, ты же профессионал?
ФИГОВСКИЙ: Дело очень простое. Вот недавно произошло в космосе совершенно уникальное явление: попытались запустить израильтяне космический корабль с посадкой на обратной стороне Луны.
САТАНОВСКИЙ: Beresheet, насколько я помню.
ФИГОВСКИЙ: Да, Beresheet. Ситуация безусловно интересная с точки зрения именно технических наук. Про все на весь этот долгий путь с многочисленными включениями двигателей потребовалось только 300 килограммов топлива. Может себе это представить?
САТАНОВСКИЙ: Ну, не очень, как-то маловато!
ФИГОВСКИЙ: Маловато, да. Так еще не все израсходовали, 50 еще осталось!
САТАНОВСКИЙ: Что там произошло, он же разбился?
ФИГОВСКИЙ: Он разбился, потому что не включилась последняя ступень двигателя: он включился, остановился, а потом уже, когда заработал, было поздно.
КОРНЕЕВСКИЙ: Это вот отсюда экономия топлива, да?!
ФИГОВСКИЙ: Да, топливо осталось. Он достиг Луны, он только разбился: он достиг и даже какой-то вымпел доставил. Главное не это, главное, что этот двигатель не израильский двигатель, а американский – Маска. Где там, что произошло, какой сбой, это не важно. Важно то, что в первый раз на Луну был запущен частный спутник. Израильское государство ничего не затратило на этот спутник, это были частные деньги.
САТАНОВСКИЙ: Инвесторов, что ли, или какого-то пула?
ФИГОВСКИЙ: Да, конечно, понимаешь, находятся инвесторы, об этом в России даже разговора нет, все только государственные деньги, которые еще надо попилить!
САТАНОВСКИЙ: Ну, есть такое, а иначе, зачем и выделять?!
ФИГОВСКИЙ: Да, понимаешь, а тут государство ничего не выделяло, только премьер-министр при пуске присутствовал, но, понимаешь, денег государство не платит за это!
САТАНОВСКИЙ: Да, очень хороший пример, что государство не платило.
ФИГОВСКИЙ: Это очень хороший пример. Это – возможность значительно удешевить полеты. И технически очень интересно: сначала он использовал притяжение Земли, потом притяжение Луны, то есть он как праща был выпущен, с очень маленькими затратами энергетическими на этот полет. И он прошел успешно, то есть все предыдущие стадии прошли, что-то 8 было включений двигателя, все было в порядке, он с одной орбиты переходил на другую. В принципе, это все делалось за частные деньги. И скажу по секрету, что там большое количество русских инженеров, которые работают теперь в Израиле, но не на государственной службе, это никакое не военно-космическое ведомство, это просто частная компания. Вот этот "Берешит" – это полностью частная компания, которая сначала собрала деньги с разных инвесторов и по подписке, как говорится, – и все!
* * *
ФИГОВСКИЙ: Я не очень понимаю, как можно, вооружившись богословскими «знаниями», уверенно рассуждать о чём угодно?
Полностью слушайте в аудиоверсии.