Авторские материалы Любители и профессионалы без права на ошибку: подготовку водителей реформируют?

19 апреля 2019, 13:06

Персоны

Кандидатов в водители лишат права на ошибку. ГИБДД рассматривает новый порядок сдачи теоретического экзамена. Если неправильный ответ в реальной дорожной ситуации влечет за собой ДТП, то такого курсанта сразу же снимут с экзамена. Кроме того, Минтранс планирует разделить водителей на любителей и профессионалов. Соответственно, у них будут разные курсы обучения. Грядущие изменения в подготовке водителей изучил корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.

Во-первых, теоретический экзамен разделят на большее число категорий. А не только на «B» и «C», как сейчас. Во-вторых, введут бальную систему. Если вопрос более весомый, то баллов начислят больше. И, наоборот, за менее ценный – меньше. Причем, если неправильный разбор условной дорожной ситуации чреват аварией, то такого курсанта автошколы сразу же снимут с экзамена, предупреждает председатель правления Союза автошкол Москвы и России Александр Ачкасов.

АЧКАСОВ: Здесь подчеркнуто: если это приведет к аварийности, то тогда этот экзамен закончат. Но здесь поправка внесена, поэтому спорить нечего. Если это ведет к снижению аварийности на дорогах и спасению жизни, то, наверное, лучше остановить экзамен, чем остановить жизнь.

Ведет ли несоблюдение правил к ДТП или нет, со 100% точностью сказать невозможно. Каждый конкретный случай уникален. Но все-таки есть стандартный набор дорожных ситуаций, когда ошибаться просто нельзя, настаивает Александр Ачкасов.

АЧКАСОВ: 80% аварий – и жизни, которые уносит, даже на пальцах двух рук они помещаются, – это несоблюдение скоростного режима, дистанции, знак «Уступи дорогу». Но если человек не знает, у кого приоритет при выезде при круговом движении, то, конечно, его нельзя выпускать. Это грубое нарушение. Это то же самое, что и знак «Уступи дорогу» – он будет сидеть и думать, что это такое. Это грубое нарушение. За это сразу надо останавливать экзамен, безусловно.

С другой стороны, у нас и сейчас на экзамене право на ошибку практически сведено к нулю. За каждый неправильный ответ курсант получает еще 5 вопросов по тому же разделу ПДД. Причем на каждый вопрос дается по минуте, напоминает президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.

ШУТЫЛЕВА: Система проверяет, случайная это была, скажем так, оговорка, описка, либо это систематическое незнание именно этого раздела, блока ПДД. И если в 5 вопросах есть какая-то ошибка, то экзамен не сдан.

Вместе с ГИБДД над программой автошкол усиленно думает и Минтранс. И предлагает свои поправки. А именно – разделить водителей на любителей и профессионалов (водители большегрузов, автомобилей с прицепами, автобусов, трамваев и троллейбусов). Их в России, кстати, более миллиона. У любителей подготовка будет даже легче, чем сейчас. Ну а тех, кто планирует зарабатывать сидением за баранкой на жизнь, ожидают спецкурсы. На них курсантов, например, обучат премудростям специальности автодиспетчера. Такими знаниями водитель-профессионал владеть обязан, убежден координатор ассоциации владельцев автомобильного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры «Дальнобойщик» Валерий Войтко.

ВОЙТКО: Теоретическая часть подготовки водителей-профессионалов, с нашей точки зрения, в обязательном порядке должна включать правила ведения документооборота, товаросопроводительной документации. Работа водителя-дальнобойщика – это ведь не просто руление машиной, где свои совершенно отдельные навыки вождения должны быть, это еще и бизнес. Эти вещи просто необходимо знать и понимать.

Самое любопытное, что подготовку водителей-любителей предлагается вывести за рамки закона «Об образовании». То есть их, видимо, смогут готовить некие неаттестованные автошколы, частные лавочки. Как и было лет 10 назад. Ни к чему хорошему это не привело. После чего и потребовалась реформа автошкол, констатирует Татьяна Шутылева.

ШУТЫЛЕВА: Если сейчас экзамен в автошколе и потом – в Госавтоинспекции, то предлагается сделать сначала экзамен в Госавтоинспекции после некоего специального облегченного обучения, по сравнению с сегодняшним, в нелицензируемых организациях, потому что всё будет выведено за рамки образовательного процесса, и только потом, с наличием водительского удостоверения, – экзамен в автошколе, который подтвердит для профессионалов, что они профессионалы.

То есть профессионалы станут профессиональнее, так как пройдут курсы повышения квалификации. Но для огромной массы любителей обучение, получается, упростят. «Зачем это? У нас на дорогах уже всё хорошо?» – недоумевает Татьяна Шутылева.

ШУТЫЛЕВА: Понизить уровень водителей, когда страна нуждается в повышении их квалификации, в повышении безопасности дорожного движения, что четко сказано в майском указе президента... А Минтранс говорит, что очень высокий уровень, нужно его понизить для всех. Вы можете представить, чем это может закончиться, если это будет принято и внедрено?

Нынешним водителям-профессионалам дадут 4 года на переподготовку. То есть это – переходный период. После переподготовки они должны будут сдать дополнительные экзамены и получить новые профессиональные права.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация