Авторские материалы Вина Крыма – только в розлив? Как российский производитель бутылок решил поддержать санкции Запада против полуострова
Персоны
Отказ «Кавминстекла» поставлять бутылки крымским виноделам расследует Федеральная антимонопольная служба. По информации источников, поставки запретили новые американские акционеры стекольного завода Минеральных вод в рамках санкционной политики против Крыма. Местным же производителям вина отсутствие тары грозит большими убытками. Как российский производитель бутылок для вина вдруг решил поддержать санкции Запада против полуострова, разбирался корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.
Винные бутылки на полуостров поставляют два завода – «Русджам» и «Кавминстекло». К первому претензий никаких нет. А вот второй внезапно уведомил своих крымских контрагентов, что с 1 мая прекращает поставки винной тары. Эксперты связывают смену курса с назначением нового совета директоров предприятия, 4 из 5 членов которого – иностранцы. В том числе и гендиректор «Кавминстекла» Александрс Павловс. Примерно 2 недели назад, рассказывают инсайдеры, он слетал в Германию на встречу с акционерами (этот завод, поясним, входит в международный холдинг Saint-Gobain) и там рассказал начальникам, многие из которых – американцы, что прежний директор завода утаивал от акционеров, что предприятие осуществляет поставки продукции в Крым. Хозяева холдинга велели поставки прекратить. Сразу по возвращении в Россию господин Павловс якобы и выдвинул ультиматум крымским виноделам. Эту версию подтверждает и депутат Госдумы от Республики Крым Дмитрий Белик.
БЕЛИК: Пришли новые учредители, которые являются гражданами США. Поменялась полностью политика предприятия, был назначен новый директор, и одно из первых решений – запрет поставлять бутылки для винодельческой отрасли в Севастополь и Крым.
Новый директор «Кавминстекла» велел прекратить поставки в Крым практически мгновенно, без какого-то переходного периода, в течение которого виноделы могли бы адаптироваться к новым бизнес-реалиям. Причем своим сотрудникам, опять же, по инсайдерской информации, он строго-настрого запретил говорить об истинных причинах такого решения. В приемной «Кавминстекла» комментировать что-либо тоже, естественно, отказались.
В другие регионы страны тара из «Кавминстекла», кстати, идет в соответствии с контрактами и бесперебойно. Что же касается Крыма, то напрямую американскими санкциями обосновать отмену поставок руководство «Кавминстекла» вряд ли бы решилось. Поэтому придумало другие причины, отмечает аналитик группы компаний «Финам» Алексей Коренев.
КОРЕНЕВ: Руководство «Кавминстекла» приказало всячески умалчивать истинную причину, ссылаясь на какие-то другие проблемы – технические и так далее. Придумать-то можно что угодно. Сказать, что линия на ремонте стоит, переоборудование, проблемы с логистикой той же самой, к примеру. То есть они пытаются усидеть на двух стульях – и американских санкций избежать, и не попасть под бойкот со стороны российских производителей, которым такой подход может не понравиться.
Одна из визитных карточек Крыма – его вина. А местные заводы – «Массандра», «Инкерман», «Новый Свет» – гордость отечественного виноделия. Смена поставщика бутылок – дело долгое и сложное, признает президент Союз виноградарей и виноделов России Леонид Попович.
ПОПОВИЧ: Для любого предприятия – серьезная проблема, когда твой контрагент, у которого ты всё время покупаешь бутылку, под которую налажена линия, под которую – этикетка, всё сделано, говорит вдруг в одночасье: «Я тебе бутылку не буду поставлять». Это в любом случае определенная сложность. Надо найти другого контрагента, другой стекольный завод, который бы производил что-то похожее (лучше всего – такую же бутылку). Переход от одного поставщика бутылки к другому – это всегда деньги, время, нервы.
Преимуществом «Кавминстекла» было еще и местоположение этого завода – близко к Крыму, тоже юг России. А если везти стекло откуда-то издалека, можно его и побить. То есть тут еще и трудности логистики, помимо всех прочих. Эксперты рынка прогнозировали, что поиск новых контрагентов и наладка новых технологических цепочек займут не менее полугода, а то и все 9 месяцев. Всё это время винные заводы в Крыму будут простаивать. Впрочем, Леонид Попович называет более оптимистичные сроки.
ПОПОВИЧ: Нет, ну, 8 – 9 месяцев – это кто-то загнул. Но то, что это может занять до месяца, это точно. Смотря как шевелиться, понимаете? Это смотря с какой скоростью снабженческие службы завода будут искать замену.
Такое, пожалуй, происходит впервые – чтобы российский завод отказал своим российским же партнерам в поставке продукции на основании американских санкций. Этим делом должны заняться правоохранительные органы, настаивает Дмитрий Белик.
БЕЛИК: Первая реакция есть. ФАС возбудила дело. Поскольку здесь – полнейшее нарушение закона о конкуренции. Ни одно предприятие, которое работает на территории РФ, не имеет права кому-то выборочно продавать, кому-то не продавать продукцию. Это то же самое, как если мы придем в магазин, и нам по каким-либо признакам – не понравился цвет кожи либо не понравилось, где человек проживает, = откажутся продавать продукцию. Поэтому ситуацию мы в любом случае введем в нормальное, правовое поле.
Кстати, еще год назад российские бизнесмены предлагали построить в Крыму завод по производству стеклотары. И собирались вложить в него более миллиарда рублей. Но на сегодняшний день площадку под него местные власти так не нашли. Проект так и остался на бумаге.