Авторские материалы Картофельный копирайт
Персоны
Авторское право на картошку. Ведущий мировой концерн пищевой индустрии PepsiCo намерен всерьез разобраться с 4 индийскими фермерами. Они выращивали сорт картофеля, на который, как следует из иска в суд штата Гуджарат, PepsiCo еще 3 года назад получила исключительные права. Свои убытки концерн оценил в 140 000 долларов с каждого ответчика. Между тем сами обвиняемые и их коллеги обратились в индийский минсельхоз с просьбой о защите, как они заявляют, от «ложного и несостоятельного обвинения». Подробности этой истории и ее возможных последствий для российских фермеров и дачников – у обозревателя «Вестей ФМ» Сергея Артемова.
10 миллионов индийских рупий (по курсу – 143 000 долларов) – столько, по мнению концерна PepsiCo, обязан возместить ему каждый из 4 индийских фермеров, которых буквально поймали на картошке. В иске, направленном в суд штата Гуджарат, они обвиняются в том, что выращивали на своих полях сорт картофеля FC-5. Все права на него концерн оформил в 2016 году – специально для использования в чипсах Lay’s. Этот бренд тоже принадлежит PepsiCo.
«Мы являемся крупнейшим покупателем картофеля в Индии и одной из первых компаний, которые работают с тысячами местных фермеров. Они выращивают для нас особый защищенный сорт картофеля, – заявил индийский филиал концерна. – В этом же случае мы обратились в суд против людей, которые незаконно занимались разведением нашего зарегистрированного сорта».
Мы получили письменный комментарий этого дела от одной из международных юридических фирм: «Есть селекционное достижение – сорт картофеля. Исключительные права на него принадлежат концерну. И использовать этот сорт в предпринимательской деятельности без лицензии владельца прав нельзя. Надо понимать вместе с тем, что для Индии как для страны с высокой значимостью сельского хозяйства в экономике применение международных стандартов защиты правообладателей может быть очень чувствительным».
Угроза весомого финансового кнута вынудила местных аграриев и общественных активистов обратиться с письмом в минсельхоз страны. Более 200 подписантов потребовали от ведомства подтвердить в суде пункты закона 2001 года «О защите сортов растений и прав фермеров».
«Фермеры имеют полное право производить и продавать охраняемый сорт семян, и PepsiCo не может претендовать на свое право интеллектуальной собственности на него», – считает активист этой группы Кавита Курунгати. Он также просит власти выдать распоряжение о том, что ни одна компания не может вторгнуться в поле фермера без предварительного уведомления местного управления сельского хозяйства и без письменного согласия самого фермера.
Пока неясно, как все же этот картофель с копирайтом оказался у 4 фермеров? Можно лишь догадываться, что клубнями с ними поделился кто-то из участников соглашения с PepsiCo. Или они подобрали нужное количество семенного материала возле полей после уборки, либо просто украли его.
Обвиняемые отмечают, что PepsiCo направила к ним частных детективов, те выдавали себя за потенциальных покупателей, при этом тайно записали переговоры и собрали образцы картофеля для исследования.
Наверное, эту историю можно было отнести в рубрику «зарубежные курьезы», если бы не портал PepsiCo в России. Там написано, что уже 23 года в нашей стране работает специальная программа концерна. В ее рамках российские фермеры обеспечиваются качественным посадочным материалом картофеля и уборочной техникой. И далее: «Выращиваемый картофель – это особые сорта, используемые для производства чипсов, с пониженным содержанием сахаров и высоким содержанием крахмала». В общем, похоже на те самые особые сорта, на которых погорели индийские крестьяне. Но если у наших фермеров или дачников случайно окажутся патентованные клубни и они рассадят их на своих грядках, то придраться к этому будет сложно, полагает доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве России Дмитрий Карпухин.
КАРПУХИН: Никаких, я думаю, финансовых требований компания предъявить не может, поскольку с этими третьими лицами никакие договоры не заключались – о том, что именно эта компания обладает исключительными правами на данный продукт, может выращивать этот продукт. И третьи лица ни в какие обязательства с этой компанией по выращиванию данного картофеля и передаче в полном объеме выращенного урожая не вступали. В данном случае, если здесь речь идет о некоей краже, то это – вопрос уже уголовного права, то есть хищения имущества. Если здесь речь идет о клубнях, которые случайно были обнаружены на дороге, в процессе, скажем так, неаккуратного сбора или транспортировки урожая, то здесь вообще ответственность уголовно-правовая исключена.
Получается, с одной стороны, если посадил незнакомый клубень для себя – то ничего страшного, а если повез собранный урожай на продажу, то тут обязательна лицензия от владельца прав на сорт. Здесь российские законы мало чем отличаются от индийских.