Культурное путешествие Трамвай как стимул для развития Москвы

1 мая 2019, 03:10

Персоны

Московский трамвай отмечает 120-летний юбилей. Как и при каких обстоятельствах появился первый трамвай? Окунемся в историю вместе с Марией Калиш, историком, москвоведом, старшим научным сотрудником Музея Москвы.

СТУПАК: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В эфире программа "Культурное путешествие". В студии Полина Ступак и Марат Сафаров. Марат, приветствую вас.

САФАРОВ: Приветствую, Полина.

СТУПАК: Сегодня мы будем говорить о московском трамвае. В этом году отмечается 120 лет с того момента как в Москве открылось регулярное трамвайное движение. 6 апреля 1899 года в путь отправился первый электрический трамвай, который сменил знаменитую конку. Сейчас трамвай в Москве – это второй по популярности вид общественного транспорта после метро. Трамваи, конечно, появились в Москве задолго до такси и автобусов, им посвящали и посвящают по сию пору стихи, песни, на них ездили писатели, художники и литературные персонажи. А 20 апреля состоялся исторический парад: москвичи и гости столицы смогли увидеть почти два десятка экспонатов – от первой городской конки до нынешних ультрасовременных вагонов. И причем, можно было не только полюбоваться снаружи, но и побывать внутри и оценить уникальный интерьер. Более подробно окунуться в историю возникновения трамвая мы пригласили человека, ставшего уже добрым другом нашей программы, – историка, москвоведа, старшего научного сотрудника Музея Москвы Марию Калиш. Мария, добрый день.

КАЛИШ: Добрый день.

САФАРОВ: Добрый день, Мария.

СТУПАК: Ну что, давайте с самого начала. Как и при каких обстоятельствах появился в Москве первый трамвай?

КАЛИШ: Первый трамвай появился на самом деле в развитие коночной сети. И вот он не сменил ее сначала, потому что конка эксплуатировалась на ряде линий до 1911 года. Дело в том, что уже к тому моменту первые электрические трамваи пошли в Европе. А вот дальше более раннее движение трамвайное открылось в Нижнем Новгороде. В Нижнем Новгороде трамвай был электрический пущен раньше, чем в Москве. И, конечно же, Московская городская дума и управа уже задумывались о том, что собственно конка несколько не справлялась с движением, потому что сама скорость ее движения была и, грубо говоря, сам вагончик.

СТУПАК: Ну, наверное, пассажиропоток тоже увеличился.

САФАРОВ: Да. И давайте напомним, что такое конка.

КАЛИШ: Значит, что такое конка. Во-первых, начнем с того, откуда она появилась в Москве, потому что тоже очень интересная история. Конка впрямую связана со знаменитой Политехнической выставкой в Москве. Вот, знаете, сколько всего родилось благодаря этой выставке, например, Политехнический музей московский. И в то же время вот Политехническая выставка проходила на Ходынском поле и частично затрагивала, немножко были некоторые павильоны в Петровском парке. И вот чтобы доставлять посетителей на Политехническую выставку была устроена, тогда ее считали временной, вот такой временный аттракцион…

САФАРОВ: А часто временное бывает постоянным.

КАЛИШ: Да, да.

СТУПАК: Ровно на даты проведения этой выставки.

КАЛИШ: Ну, в общем, на время проведения выставки (она достаточно длительной была по времени проведения) было уложено полотно, и был пущен конный вагон. Тогда, конечно (это 1872 год), тогда, конечно, электрических трамваев еще не было нигде, поэтому конка была достаточно современным видом транспорта. И у москвичей она вызвала восторг, на ней, конечно же, катались.

САФАРОВ: То есть в вагончики запрягали лошадок.

КАЛИШ: Да. Сейчас вот я просто немножко на технических подробностях конки остановлюсь. У нас конка восстановлена сейчас на 1879-80 годы на основе найденной подобной тележки (остальное, конечно, там восстановлено). Для той конки, которая была запущена в 1872 году, вагоны закупались в Англии, потому что там был распространенный вид транспорта. Это деревянный каркас, вагон двухэтажный. Было как бы нутро вагона, то есть собственно вот этот вагончик с двумя площадками. И обязательная такая примета именно конки – это империал, это второй этаж. Такая открытая площадка, огражденная поручнями, вдоль которых была лавочка. Пассажиры сидели спиной друг к другу. А вот как размещались пассажиры собственно внутри основной части конки, там по-разному было...

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Смотрите видеотрансляцию из студии «Вестей ФМ»

Культурное путешествие. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Культурное путешествие

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация