Картинка

От трёх до пяти «Леса и степи не всегда горят по вине человека»

30 апреля 2019, 14:08

Персоны

Час геолога: о природных, лесных, степных и ландшафтных пожарах. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии «Вестей ФМ» – доктор геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник геологического факультета МГУ Владимир Сывороткин.

СЫВОРОТКИН: Поэтому я хочу сказать тем скептикам, которые сомневаются вот в таком газогеохимическом, что ли… Ребята, выделение горючих газов из недр планеты Земля – это естественный, абсолютно всем известный процесс, и поэтому я удивляюсь, почему до меня-то никто не связал вот эти, такие природные пожары, которые всегда горят на одном месте. Ну, сейчас начнут нам про Америку говорить, где загорится. Да мы и так уже знаем – Калифорния будет гореть.

КОРНЕЕВСКИЙ: Думают все, что просто из-за жары.

СЫВОРОТКИН: Ну, почему в одном месте-то? Уже все должно было бы давно сгореть! Если из-за жары… Правильно говорят: сейчас глобальное потепление, пожары усиливаются.

САТАНОВСКИЙ: Если сгорает всё, что может гореть, почему на этом месте опять огонь, откуда он берётся?

КОРНЕЕВСКИЙ: Я посмотрел по телевизору, там всё-таки деревья какие-то горят, пальмы. Видимо, они быстро вырастают.

СЫВОРОТКИН: Ну, с одной стороны, и быстро вырастают.

КОРНЕЕВСКИЙ: Это же трава. Пальмы – это трава же.

САТАНОВСКИЙ: Но, заметьте, в Туркменистане пальмы точно не растут.

СЫВОРОТКИН: Трава – бамбук, и трава – бананы. А пальма – это дерево.

КОРНЕЕВСКИЙ: Ну, хорошо.

САТАНОВСКИЙ: Оно южное дерево. В Сочи растёт, в Москве – нет. Только в магазине.

СЫВОРОТКИН: Вот у нас было второе заседание этого Валдайского пред-какого-то такого собрания, и там вот обсуждали проект того, что мы приготовили для Сочи. И выступал по скайпу представитель Австралии. И вот он: «Мой друг не верил в глобальное потепление!» А это как раз ноябрь был, когда…

САТАНОВСКИЙ: Трамп, что ль? Кто был его друг?

СЫВОРОТКИН: Ну, я не знаю. Может быть, да. Американский друг не верил, а может быть австралийский. Не важно, какой-то друг у него был, который не верил. «И вот я ему теперь говорю: "Как ты не веришь, когда там почти 100 человек погибло в Калифорнии?"»

САТАНОВСКИЙ: А причём здесь это?

СЫВОРОТКИН: Вот. А я его спрашиваю тоже по скайпу. Я говорю: «А вы не могли бы ответить, вот если виновато глобальное потепление, почему в Америке всё время горит Калифорния, а у вас в Австралии горят Виктория и Новый Южный Уэльс?» Человек открыл рот, а ответить не может. Так не может быть, если потепление глобальное, а горит всегда в одном месте.

Вот я уже рассказывал об этом, на одном из Каспийских форумов, таких совещаний, мы выступали вместе с директором Астраханского заповедника. Дама, я сейчас не назову её фамилию. И она рассказывала, как раз беда такая у них: горят, эти браконьеры поджигают, и поджигают и поджигают. Гибнет молодь, птицы сидят на гнёздах. А потом я вышел и рассказал вот эту свою концепцию, гипотезу. А мы с ней рядом сидели. И когда я сел рядом, она мне говорит: "Владимир Леонидович, а вы наверно правы". И рассказала мне такой случай. Так вот снова там чего-то задымило, народ закричал: «Подожгли! Горим!» Туда – сюда. Мы прибежали: такыр – голое место, одна глина с трещинами, и из трещин выбивается это пламя. Вот прямое подтверждение того, о чём я пытаюсь… О чём говорил.

КОРНЕЕВСКИЙ: Хорошо. А как с такими вещами бороться?

СЫВОРОТКИН: Вот теперь давайте подумаем. Одна из наших слушательниц задаёт такой вопрос: а как…

САТАНОВСКИЙ: Собирать и использовать… Продавать.

СЫВОРОТКИН: „А как в Советском Союзе? Ведь почти что не горело», – то есть она связывает это с нашим, так сказать, устройством.

САТАНОВСКИЙ: Может, просто информации не было?

СЫВОРОТКИН: Нет, я хочу сказать, что кроме пожаров за это время усилилось разрушение озонового слоя, начал таять лёд в океане, то есть идёт по нарастающей. Вот вся цепь вот этих неприятных, глобальных неприятностей, о которых мы вот уже здесь полтора года разговариваем. Я говорю, что усиливается планетарная загазация. Извержение вулканов и сейсмика. Потому что за последние два десятка лет землетрясений с магнитудой 8 и выше случилось столько, сколько за 100 предыдущих лет. То есть мы живём вот в таком периоде, и это надо осознавать.

Полностью слушайт в аудиоверсии.

От трёх до пяти. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация