От трёх до пяти «Юбилейные награды – бич общества»
Персоны
О наградной практике. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии «Вестей ФМ» – историк Роман Жигун.
ЖИГУН: Сегодня, я думаю, мы поговорим на тему, не связанную с кинематографом (что для нашего часто скорее даже не историка, а кинематографиста, нехарактерно). Сегодня хотелось бы поднять интересную тему, можно даже сказать – проблему, связанную с наградной практикой в нашей стране и в XX, и в XXI веке.
Когда мы с Евгением Яновичем составляли график нашего эфира, мы еще даже не подозревали, что выйдет очень интересный приказ Министерства обороны Российской Федерации, который вводит очень серьезные и, на мой взгляд, очень нужные ограничения на порядок ношения наград, медалей и других геральдических знаков. Согласно новому закону нельзя военнослужащим носить ордена и медали, а, проще говоря, "цацки" всевозможных общественных организаций, фондов, обществ охотников и рыболовов и всевозможных...
САТАНОВСКИЙ: Всевозможные религиозные организации – там же у нас масса всего! То есть негосударственные!
ЖИГУН: На самом деле, вопрос достаточно сложный, потому что помимо государственных наград у нас есть еще ведомственные награды, правительственные награды – это отдельная категория!
САТАНОВСКИЙ: Ладно! Есть медаль Следственного комитета, а есть, например, казачьи награды. Вот какие можно, какие – нельзя?
ЖИГУН: Вот казачьи награды теперь нельзя!
САТАНОВСКИЙ: А том там такое количество крестов, столько Георгиевских кавалеров – при царе не было, как сейчас!
ЖИГУН: Именно! Так вот, этот приказ касается как раз действующих военнослужащих и, как я понимаю, военнослужащих в отставке – им нельзя теперь носить все эти "цацки", которые учреждают сотни контор в нашей стране. Кроме того, ограничено даже ношение тех наград, которые на самом деле награды – можно носить на себе не более 10 штук! И это тоже, на мой взгляд, очень важно, потому что иконостасы наград, даже заслуженных, зачастую смотрятся достаточно опереточно.
САТАНОВСКИЙ: Ну, каждый второй – Брежнев! Ну, как, помните?
ЖИГУН: К счастью, не каждый первый.
САТАНОВСКИЙ: Хотя бы так! Но на Параде Победы был, конечно, большой скандал, когда выяснилось, что даже на трибуны прорвались какие-то квазиветераны, которые, вообще-то говоря, и служили после войны. А уж на груди у них были какие-то награды, мягко говоря, не имевшие отношение к их жизни.
ЖИГУН: И не имеющие отношения вообще к наградной системе какого бы то ни было государства, не говоря уже о нашем.
Вообще, конечно, сейчас наши уважаемые радиослушатели могут воспылать праведным гневом: казалось бы, в нашей стране столько проблем, а мы сейчас целый час будем говорить о каких-то отвлеченных материях – геральдика, наградная система, наградная практика. Казалось бы, в стране кризис! В Кемеровской области голодают санитарки – надо же говорить об этом!
САТАНОВСКИЙ: Мы можем, конечно, говорить о чем угодно, но жизнь не сложена исключительно из кризисов! Так уж получилось, что даже во время войны почему-то успевали заниматься и другими вещами!
ЖИГУН: Вот почему хочется заострить внимание на наградной практике, на проблемах именно в этой сфере? Не только потому, что лично интересно, а потому, что, скажем так, на теле государства много болячек, какие-то – более опасны для жизни, какие-то – менее опасны жизни. Но, так или иначе, лечить нужно все. Поэтому мы затронем, может быть, не главную проблему нашего государства и общества, но, тем не менее, важную.
САТАНОВСКИЙ: Ну, может быть, хоть здесь ordnung настанет?
ЖИГУН: Может быть! Вообще с малых дел нужно начинать, а там и докатимся до чего-то великого! Кстати говоря, хочется еще отметить, что наградная практика – это и не настолько даже отвлеченная материя. И проблемы в этой практике – они не настолько малозначительны, как может показаться простому обывателю!
* * *
ЖИГУН: Орден и медаль не должны быть подарком, не должны быть сувениром.