Картинка

От трёх до пяти «Подарки из космоса приносят много проблем»

17 мая 2019, 15:08

Персоны

О Среднеазиатском регионе и российских интересах в нём. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии «Вестей ФМ» – военный эксперт Михаил Азанов.

АЗАНОВ: Я хотел сегодня продолжить разговор, который был в прошлый раз, связанный с нашими интересами в Средней Азии – в Киргизии и Таджикистане. Поскольку мы в тот раз за час пробежались обзорно по верхам – где что возможно, и какая главная проблема присутствует для России на этом направлении с тех пор, как распался Советский Союз (я напомню, что это – наркотрафик, который нужно пресекать, и президент тут об этом упомянул недавно на совещаниях, которые были посвящены ВПК). Но, кстати говоря, президент упомянул и о теме, которая тоже нами затрагивалась, – о том, что у нас вооруженные силы должны иметь глаза, уши, в том числе, и в космосе.

И вот я тоже заострил внимание на том, что на Памире очень удобная, правильное по всем критериям место для того, чтобы разместить наши «глаза и уши» во вселенной. Некоторые, кто меня слушал, высказали мне в личной беседе, что вселенная – это я слишком замахнулся. Но, на самом деле, я еще раз подчеркну – военные интересы и гражданские интересы, и академические – они соседствуют. Допустим, если посмотреть на космические системы Соединенных Штатов, то, например, на острове Мауи (на Гавайских островах, второй по величине остров) присутствуют как гражданские, так и военные комплексы, причем очень большие (именно комплексы!) по наблюдению за космосом – это и оптические, и другие системы. Они скомбинированы в различного рода варианты взаимодействия, поэтому иногда даже не разберешь, где гражданские, где – военные.

Замечу еще один нюанс: когда мы говорили – Памир (там суровые условия, арктические), спрашивается, кто поедет работать из гражданских на такие условия? Во-первых, астрономы, астрофизики уже и в советское время там присутствовали, и сейчас астрофизические исследования там ведутся, в том числе, Академией наук российской, и таджикской даже, и другими. Но, а потом, понимаете, когда система, которая фиксирует оптические сигналы, радиосигналы (она находится в одном месте), современная техника позволяет разместить того, кто наблюдает за этим за компьютером в другом месте – за тысячу километров! Так что совершенно спокойно, используя оптико-волоконную систему связи, если мы ее там проложим, то наблюдатели, исследователи, военные могут размещаться в городе Ош в 400 километрах (если по прямой) от возможного места размещения в Мургабском районе таких систем. Поэтому в самом Мургабском районе могут находиться просто те, кто обслуживает техническую часть, следят за тем, чтобы все системы работали, обслуживались, менялись расходные материалы и тому подобное. Хотя, еще раз подчеркиваю, сами ученые, как правило, предпочитают присутствовать на месте! Несмотря на то, что, по правилам, в обсерватории всегда поддерживается температура как можно более низкая, то есть совпадающая с окружающей средой (это связано со спецификой наблюдений, со спецификой именно оптики), то есть, если температура за пределами здания минус 50, то и внутри здания – тоже минус 50!

Полностью слушайте в аудиоверсии.

От трёх до пяти. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация