От трёх до пяти Вклад Рериха и Пришвина в археологию
Персоны
Художник Николай Рерих и писатель Михаил Пришвин внесли свою лепту не только в отечественное искусство – в молодости они оба занимались археологией. Об этих этапах их жизни Евгению Сатановскому, Сергею Корнеевскому и радиослушателям в эфире «Вестей ФМ» рассказывает палеоантрополог, ведущий сотрудник Института археологии РАН Мария Добровольская.
ДОБРОВОЛЬСКАЯ: Мне сегодня хотелось бы поделиться какими-то своими впечатлениями о двух деятелях отечественной культуры в широком смысле этого слова, которые, в общем, были связаны в годы молодости своей с археологией в том или ином виде, но потом ушли в художественное творчество. Это всем известные деятели. Это Николай Константинович Рерих и Михаил Михайлович Пришвин. Они очень разные люди, но родились они примерно в одно и то же время, один в 1873 году, другой в 1874, и, в общем, их жизнь протекала… И ушли из жизни тоже недалеко друг от друга: Пришвин в 1954 году, а Рерих в 1947. То есть вот люди примерно сходной хронологии жизни. Мы их все знаем, можно сказать, с детства, потому что картины Рериха наверное, известны всем, всем в нашей стране.
КОРНЕЕВСКИЙ: Сказки оформлялись им.
ДОБРОВОЛЬСКАЯ: Да. Это и восточные мотивы, это и горы, но и древнерусские мотивы тоже, которые связаны с изображением северных каких-то средневековых земель, каких-то городов, древнерусских храмов, каких-то языческих древностей и так далее. Очень много всего. И, в общем-то, интерес Рериха к древностям средневековым, в основном русского севера, он-таки связан с его, по сути дела, профессиональной деятельностью, потому что он с детства был очень увлечён археологией. Первые какие-то впечатления о полевых работах, связаны с детством, ещё 10 лет ему не было, когда он получил эти самые первые какие-то впечатления. И вот это детское увлечение как-то не прошло. Потому что часто очень бывает, что, естественно, когда люди взрослеют, они меняют все эти свои детские пристрастия. А у Рериха это приобрело совершенно такие определённые профессиональные формы, и он был автором раскопок, он получал открытые листы на протяжении многих лет. Собственно, с начала 1890-х годов подряд он много лет копал, это и Новгородская область, это и сегодняшняя Ленинградская область, и Псковская, и район Валдая.
Полностью слушайте в аудиоверсии.