От трёх до пяти «Вежливость для тепеуа – попросить воды»

7 июня 2019, 16:08

Персоны

Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии «Вестей ФМ» – кандидат исторических наук, антрополог, лингвист Альберт Давлетшин.

ДАВЛЕТШИН: К сожалению, ситуация в мире меняется очень быстро. Я вообще совершенно случайно попал к тепеуа-де-писафлорес. И связано это было с тем, что меня интересовали тотонакские языки, а тепеуа – это отдельная ветка тотонакских языков, соответственно, захотелось узнать, что там было в праязыке, какую роль эта семья играла в целом в истории Мезоамерики. И вот про тепеуа было практически ничего не известно. Что за тепеуа живут в Писафлорес, на каком языке они говорят, было неизвестно.

САТАНОВСКИЙ: Почему? Америка рядом, колоссальное количество университетов, ученые бродят по Мексике не вторую сотню лет как хотят, туристов и то много.

ДАВЛЕТШИН: Ситуация сложилась следующим образом: до некоторого времени, до 2011 года, эти люди были хорошо отрезаны от внешнего мира. Причем при желании они могли легко выйти во внешний мир, но они могли не пускать к себе. И выглядело это следующим образом. Моя первая поездка в Писафлорес и в Сан-Педро выглядела так: я доехал до Пасарики – это такой город, на автобусе из Мехико; после этого я ехал на другом автобусе до Микапалапы, от Микапалапы я доехал до реки. На реке стоял паром маленький, который на лодке с помощью веревки, перекинутой через реку, перевозил людей на другую сторону. Потом нужно было еще сесть на небольшой грузовичок, доехать до Писафлорес, а после этого три часа по горам вверх. И я был уже вот на месте. Люди, которые жили там и продолжают там жить, они легко выходили оттуда, но туда практически никто не мог войти. Поскольку в этом месте действует негласное правило... Вода – это нечто важное, там очень жарко. И когда вы куда-то приходите, что вы должны сказать и спросить? Не обязательно говорить «здравствуйте» или «добрый вечер», а первое, что нужно спросить, можно ли попить воды. Если вам дали воды, вы можете остаться, вы можете уже говорить «здравствуйте», «как ваши дела». Но если вам не дали воды, вы не можете там быть. И это было такое негласное правило.

КОРНЕЕВСКИЙ: И что, вам не дали воды в первый раз?

ДАВЛЕТШИН: Мне дали воды. Не во всех деревнях, надо сказать. Эта схема работает в целом в селениях. Причем, если, например, вы с кем-то разговариваете, уличая людей в том, что в таком-то селении люди нехорошие, можно сказать две вещи: они не давали мне воды и они не дали мне табуретки посидеть. Табуретка в этом месте выглядит примерно как такое брёвнышко. Но это – вежливость.

И совершенно неслучайно, что тепеуа-де-писафлорес в первую очередь писафлорес, они были настолько агрессивны к внешнему миру, они были агрессивны не только к белым людям или мистисам, как они называют людей, говорящих на испанском языке, но и к другим индейцам. Случилось это потому, что примерно в 1940 году, жившие в Сан-Педро люди разделились на два лагеря – индейцы стали противостоять метисам. Возникла война. Большая часть индейцев снялась и ушла, и основала новые селения.

От трёх до пяти. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация