От трёх до пяти «"Афродита" стала первой болевой точкой Восточного Средиземноморья»
Персоны
Газовые месторождения в Восточном Средиземноморье и борьба за них. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии «Вестей ФМ» – профессор Института стран Азии и Африки МГУ Владимир Исаев.
ИСАЕВ: Война всегда актуальна, потому что люди думают, что с её помощью могут что-то решить.
* * *
ИСАЕВ: Посмотрел я здоровенный пласт военной мощи арабских стран, и тут, опять-таки, боковыми путями, как говорится, потому что есть дурная привычка искать по первоисточникам, вылез на очень интересную, еще одну потенциальную и очень серьезную сферу конфликтов. И называется эта область – Восточное Средиземноморье, о котором почему-то я не встретил ничего во французской прессе, я практически ничего не встретил в американской прессе! Пару слов, я бы сказал так, сквозь зубы, плюнули англичане, я иначе просто выразиться не могу! Посмотрел у арабов: говорят, но очень, я бы сказал, взвешенно, что для них нехарактерно.
САТАНОВСКИЙ: А почему так?
ИСАЕВ: И я заинтересовался страшно и начал туда лезть!
САТАНОВСКИЙ: Это Сирия, Израиль – понятно.
ИСАЕВ: Это идет борьба вокруг... Там еще Египет примыкает, Турция, Греция!
САТАНОВСКИЙ: Может, из-за газа?
ИСАЕВ: И вот как раз ты, как говорится, зришь в корень!
САТАНОВСКИЙ: Так ведь пока договоришься о разделе участков!
ИСАЕВ: И что же там происходит?! На мой взгляд, там фантастические вещи творятся! Но вишенку на торте я постараюсь оставить все-таки на конец. Разговоры-то начались, вы думаете, вчера? Нет! Они идут с 2001 года, потому что в 2001 году в прибрежных водах Израиля открыли газовое месторождение под названием «Тамар» и определили, что у него запасы примерно в 200 миллиардов кубометров. Слушайте, для Израиля, который был лишен источников...
САТАНОВСКИЙ: Ну, скромно, но...
ИСАЕВ: И даже хотел от нас трубу тянуть – вспомните, были такие проекты! То есть, это была мана небесная, как говорится.
САТАНОВСКИЙ: «Голубой поток-2» с Северного Кипра – была идея у Черномырдина!
КОРНЕЕВСКИЙ: Вот, вы понимаете, богоизбранный народ!
САТАНОВСКИЙ: Да, бог подкинул!
КОРНЕЕВСКИЙ: Повезло!
ИСАЕВ: Бог-то... Для начала их Моисей долго водил по этим местам и нашел место, где не было ни нефти, ни газа. А в соседних местах всюду это было!
САТАНОВСКИЙ: А это знаменитый анекдот: «40 лет ходили, только чтобы найти, где ничего нет!»
ИСАЕВ: Где нет ничего! Так что пришлось поработать, чтобы создать то, что сейчас в Израиле происходит и с экономикой, и с обществом, и так далее. Затем открыли уже, в более поздний период, это уже идет после 2010 года, месторождение «Левиафан». Ну, Израиль говорит, что это его месторождение, другие (о чем я скажу ниже) – возражают. В этом месторождении, по оценкам, 500 миллиардов кубометров газа. И Египет открыл месторождение под названием «Зохр», которое ближе туда, к Кипру как раз. Там вообще 850 миллиардов кубометров!
Наконец, в 2018 году, можно сказать, вчера, небезызвестная нефтяная компания Eni обнаружила на шельфе Кипра месторождение, которое поэтически так назвали – «Афродита», с запасами до 200 миллиардов кубометров. Разработка – естественно, кто открыл, тот и разрабатывает. Плюс еще взяли в долю французскую Total, французы тоже в газе заинтересованы! Но, естественно, кто оказался против? Турция, ребята! Что вы на меня так смотрите?! Если вести месторождение в районе Кипра, то как же быть с республикой Северной Кипр, которая протурецкая? Значит, если вы разрабатываете эти месторождения, вы тем самым, как говорят турки, ущемляете права турок-киприотов, которые не могут воспользоваться этим месторождением, поскольку как-то договариваются-то с Кипром, а не с этой, никем фактически не признанной, кроме Турции, республикой! Возникла первая болевая точка...
Полностью слушайте в аудиоверсии.