От трёх до пяти «Над Ираном сгустились грозовые тучи»
Персоны
Ирано-американское противостояние в Персидском заливе. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии «Вестей ФМ» – старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, востоковед, профессор, специалист по Ирану Владимир Сажин.
САЖИН: Конечно, Евгений Янович, вы правы, что ситуация чрезвычайно взрывоопасная. И надо сказать, в этом прошедшем июне она накалялась буквально каждый день, вокруг Ирана просто сконцентрировались грозовые тучи, которые могли разразиться очень неприятными последствиями, даже не грозой, а гораздо хуже! Конечно, здесь все это началось больше года назад, когда президент США Трамп просто вышел из совместного всеобъемлющего плана действий и тем самым поставил в очень сложное положение не только Иран, но и своих союзников в Европе, конечно, Россию, Китай и весь Персидской, можно сказать, залив. Конечно, главная, как я понимаю, цель президента Трампа – еще до того, как он стал президентом – просто-напросто очень простая вещь: поменять режим в исламской республике Иран, но это ему, в общем-то, не удалось и не удается. Тогда следующая его идея – это изменить поведение, как он говорит, исламской республики Иран.
САТАНОВСКИЙ: Прямо любимая у Трампа формулировка, и по Северной Корее, он всем меняет поведение!
САЖИН: Да, он всем меняет поведение. И поэтому, конечно, вот он вышел из этого не нравящегося ему соглашения ядерного, ядерной сделки и стал всеми силами американской экономики и финансов давить на Иран. И американцы даже говорят, что, в общем, мы сделаем так, что Иран не получит ни цента от продажи нефти, самое главное, конечное. И в связи с этим, конечно, все и в Европе, да и на Ближнем Востоке беспокоились, тем более Иран, как надо понимать, не хотел сдаваться. Так вот, третья идея, как я сейчас понимаю – основная идея президента Трампа и его компании – это заставить Иран сесть за стол переговоров, причем по самому широкому кругу вопросов, начиная от ядерной проблемы и заканчивая правами человека в исламской республике Иран. И вот вся мощь, как я уже говорил, Соединенных Штатов сейчас сосредоточена именно на том, чтобы заставить Иран это сделать.
Но насколько ему это удастся? Я не думаю, что это будет так. Потому что на этот раз, я имею в виду, на этот раз, потому что за 40 лет существования исламской республики Иран, в общем, она все время находилась под санкциями, так на этот раз так получилось, что только инициаторами и главными игроками на этом санкционном поле является Вашингтон, потому что никто больше не поддерживает его. И мы знаем, что Евросоюз создал систему INSTEX, которая, по идее, должна была, что ли, обходить санкции Соединенных Штатов.
Полностью слушайте в аудиоверсии.